Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

18.09.2020 10:16 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 70(13387) от 18.09.2020 г.

Деревенская жизнь – особенная жизнь

Что нового, казалось бы, можно рассказать о жизни в деревне. Самые обычные будни: тихая однообразная жизнь с ежедневным физическим трудом, хлопотами по дому, отсутствием полноценного общения и каких-либо ярких событий. Лишь изредка в её спокойное течение может ворваться что-то особенное, например, чей-то приезд из города, и ненадолго изменить её устоявшийся ритм, наполнив впечатлениями о совершенно другом укладе жизни.

Деревенская жизнь – особенная жизнь. Понять это можно лишь тогда, когда увидишь всё своими глазами. И вдруг поймёшь, что ещё остались те, кто не выживает в деревне, а живёт. И не мыслит иной жизни. Вот об этом у меня и возникло желание рассказать.

В деревню Забегаиху, расположенную в трёх километрах от села Семёново, судьба привела меня спустя шесть лет после последнего её посещения. Небольшая деревенька в одну улицу, приютившаяся на пороге подступающего леса, всё также пряталась в густой кроне деревьев от любопытных глаз проезжающих мимо по автомобильной трассе путников. Знакомая тропинка бежала вдоль заросшего высокой травой поля к окраине деревни. Царившая вокруг тишина, нарушаемая лишь стрёкотом кузнечиков, завораживала, настраивая на философские размышления, отсеивая всё ненужное и напускное. Казалось, что здесь и листва на деревьях шелестит как-то по-особенному, и облака в небе плывут таинственнее, и солнце светит ярче. Эта безмятежная тишина позволяла услышать собственные мысли.

Внешне в деревне мало что изменилось. Тихая деревенская улица не подавала особых признаков жизни. О том, что жизнь здесь всё-таки теплится, можно было догадаться по посаженным кое-где грядкам и цветущим в палисадниках цветам. Как выяснилось позже, в деревне на сегодняшний день шесть жилых домов с постоянными жителями и три – с приезжающими на лето дачниками. Кто-то за несколько дней моего пребывания здесь так и не вышел ни разу из дома, кого-то случайно удалось встретить на пути к автобусной остановке. Как я поняла, между собой жители деревни общаются редко, в гости друг к другу почти не ходят. Познакомиться получилось только с семьёй Бархатовых, о ней и будет мой рассказ.

Нина Васильевна и Виктор Михайлович Бархатовы познакомились в 1987 году. Она родом с Украины. Он местный житель, уроженец деревни Хмелево. Познакомились на курсах повышения квалификации в Зелёном городе. Нина к тому времени была в разводе с мужем, воспитывала двух дочерей. Виктор не побоялся взять на себя ответственность по воспитанию детей этой бойкой симпатичной молодой женщины, которая ему сразу приглянулась. Сначала жили с родителями Виктора в Хмелеве, потом в Семёнове, затем купили дом в Забегаихе, развели хозяйство и живут здесь уже 25 лет.

Когда в этих местах ещё существовал колхоз, работы было достаточно. Нина Васильевна работала и в свинарнике, и на ферме. Заведующей фермой была. Муж трудился бригадиром полеводческой бригады. А когда колхоза не стало, где только не приходилось работать – не покидать же обжитое место. Задумываясь о завтрашнем дне, стали постепенно расширять собственное хозяйство, начали понемногу приобретать технику: понимали, что самостоятельно без техники в деревне не выжить, хотя бы свой трактор да надо иметь.

Благодаря трудолюбию и настойчивости подворье семьи Бархатовых год от года крепло и увеличивалось. Сегодня в их домашнем хозяйстве несколько быков, телят, свиней, гуси, куры. И за всеми нужен должный уход. Потому и трудятся Бархатовы от зари до зари. Наблюдая, как они целый день хлопочут в делах, однажды не удержалась, спросила у Нины Васильевны: «Когда вы отдыхаете?» «Да нам труд только в радость», – смеясь, ответила она. – Чем же ещё в деревне заниматься?! Не на печке же лежать».

Нина Васильевна оказалась приветливой, словоохотливой женщиной и легко согласилась на беседу.

– Как вам живётся в деревне? – поинтересовалась я.

– А хорошо живётся! – весело, с улыбкой ответила она. – Конечно, в деревне жить непросто, если к тому же иметь большое хозяйство, огород. Трудиться приходится много. В общем, не хуже и не лучше, чем в городе. Просто по-другому.

– Нина Васильевна, расскажите, как обычно проходит ваш день?

– Встаём в половине шестого. Поим телят. Выпускаем гусей. Выносим маленьких гусят на улицу. Запариваем в печке-прачке кашу для всей живности. Открываем теплицы, парники. В 7.30 у нас завтрак. Еда самая простейшая, деревенская. Как говорится, щи да каша – пища наша. Затем муж технику осматривает, я за это время на велосипеде прокачусь вокруг деревни. Затем гоним с внучкой гусей на пруд, который специально для них выкопали. Потом в огороде покопаемся. А тут и время обеда подходит. Снова поим скотину, даём ей травы. После этого устраиваем себе отдых часа на полтора-два. Опять выгоняем гусей, пасём. В четыре часа управляемся: чистим, подсыпаем у скотины – на ночь должны быть чистые подстилки, кормим. Поливаем огород. Ужинаем. И отправляемся отдыхать до следующего дня. В сенокосную пору ещё и время для косьбы травы и уборки сена надо выделить. Тут побольше приходится потрудиться. А утром – всё сначала.

– Смотрю, у вас ещё хватает времени цветы разводить, – спросила я, увидев в палисаднике цветущие розы.

– Как же без этого! Цветы очень люблю. Пусть красота глаз радует. Это мы с внучкой занимаемся. Даже колодчик соорудили! Маша у меня умница, во всём помогает. И полить, и прополоть, и за гусями присмотреть. Так уж сложилось, что внучка у нас пока живёт. Всё бы ничего, с уроками только непросто приходится. Особенно в период самоизоляции тяжело было. Выручала Машина мама. Выполненные уроки сначала в Москву отправляли, где она сейчас живёт, а уж потом они поступали в Терсенскую школу, где учится Маша.

Активности и оптимизму Нины Васильевны можно только позавидовать. Помимо всех домашних хлопот и забот она ещё, как оказалось, староста деревни.

– Слежу за тем, чтобы жителям Забегаихи комфортнее жилось. Хоть и небольшая деревня, но порядок надо поддерживать. Чтобы освещение исправно работало, зимой чистились дороги. Бывает, проблемы с мусором возникают. Берём мешки и идём собирать вдоль дороги к деревне. Из МЧС в пожароопасные периоды звонят, просят предупредить жителей, чтобы не ходили в лес. Да мало ли вопросов приходится решать! Вот, к примеру, добились того, чтобы у дороги появился указатель с названием деревни. Пусть люди знают, что есть такая деревня – Забегаиха – и мы в ней живём. Теперь вот два тополя надо бы спилить. Упадут – останемся без света, не дай Бог! – рассказывает она.

– Как же вы всё успеваете? – вновь удивляюсь я.

– Да и сами не знаем как. Просто делаем всё с душой и с любовью. Скотина, к примеру, человека понимает. С ней разговаривать надо. На ласку и добро откликается. Как человеку, так и животному любовь нужна. Вот кот наш, например, в ответ на любовь нас лечит, когда заболеем. Ластится, ложится рядом, на больное место норовит пристроиться. Вот недавно меня вылечил, теперь к мужу перешёл. А если вдруг поссоримся с мужем, я к телятам иду на него жаловаться; а он поросятам обо мне рассказывает, если вдруг обижу.

Во всех делах нам, конечно, дети помогают. Сын Виктор – первый помощник. Он в Урене живёт. Ездит к нам чуть ли не каждый день. Виктор и жена его Настя Уренский техникум окончили. Работать на земле оба привычные. Особенно в сенокос нам их помощь нужна. Одним не справиться. А травы сейчас – коси не хочу. Нашей скотинке вдоволь достаётся. Только трудись, а не ленись. Дочь Светлана из Москвы приезжает, если какие дела накапливаются. Внучка Маша, я уже рассказывала, помощницей растёт. Животных любит, говорит, вырасту, ещё и коней заведём. Дочь Наталья с мужем живут на Украине. У меня там трое внуков, есть уже правнук. Они тоже сельским хозяйством занимаются. Замечательные у меня дети.

– Скажите, а что вы делаете с полученной продукцией?

– Свинину для себя оставляем. Тушёнку готовим, сало солим. Бывает, продаём, если кто попросит. Быков сдаём. На вырученные деньги приобретаем всё необходимое для хозяйства. Гусей тоже и продаём, и для себя оставляем.

– Нина Васильевна, как я поняла, деревенская жизнь для вас лучше городской, несмотря на трудности. Никогда не хотелось уехать? – всё же не удержалась я от вопроса.

– Даже мысли не возникало. Ни о чём не жалею. Всё сложилось так, как должно было сложиться. Деревню люблю. На земле люблю работать. Мужа люблю. Сына, дочек, внуков. Что ещё для счастья нужно человеку?! Было бы здоровье. Так, деревня меня и лечит! Раньше болячек много было. Теперь обо всех забыла. Здесь без дела не посидишь. А посмотрите, природа вокруг какая! А воздух! Дыши не надышишься, – вновь смеётся Нина Васильевна и продолжает размышлять:

– Можно, конечно, и без такого большого хозяйства обойтись. Например, держать кур да козу, а можно только кошку и собаку. А можно вообще никого не держать.

Наша беседа подходила к концу (Нине Васильевне пора было поить скотину). Мы попрощались. Я пыталась понять, как можно находить радость в этом тяжёлом труде. Да, в каждом из нас есть потребность создавать. Кто-то пишет картины, кто-то строит дома, кто-то воспитывает детей, вкладывая в это свою душу. А кто-то работает на земле. Надо просто очень любить то, что делаешь. Тогда, видимо, и каждодневный труд, если он сознателен и в радость, оправдан.

Дневная жара спала. Потянуло вечерней прохладой. В воздухе повисла звенящая тишина. Вы когда-нибудь слушали тишину?

Удивительное ощущение... Вдруг за деревней послышался шум работающего трактора. Там, несмотря на сгущающиеся сумерки, трудилась, убирая высохшее сено, семья Бархатовых.

Александра Семёнова.

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

5082