Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

09.10.2020 10:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 76(13393) от 09.10.2020 г.

Что в нашей жизни значит профтех

Здание Уренского индустриально-энергетического техникума

2 октября 2020 года в нашей стране отмечался 80-летний юбилей системы профессионально-технического образования. В далёком 1940 году был принят Указ Президиума Верхового Совета СССР
«О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные и школы фабрично-заводского обучения. История профессионального образования в нашей стране насчитывает более 300 лет – со времён великого реформатора Петра I, придававшего образованию первостепенную государственную значимость. Под его руководством были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян: именно духовные училища были первыми заведениями профтехобразования.

Люди всегда признавали, что важным и престижным может стать любой труд, но многое зависит от того, как человек будет относиться к своему труду, как будет выполнять свою работу. Очень важно, чтобы работа выполнялась добросовестно и качественно.

Профтехобразование – это система, цель которой – дать человеку профессию. Профессия даёт возможность трудоустройства. В процессе обучения воспитывается профессионал и всесторонне развитая личность, которая способна приносить обществу существенную пользу.

На высоком уровне

Директор ГБПОУ «УИЭТ» Л.И. Комарова:

– 80-летний день рождения профессионального технического образования – знаменательный день не только для педагогического сообщества профессионального образования, но и для многих миллионов рабочих и служащих – выпускников профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей.

Всегда существовал и существует спрос работодателей на квалифицированную рабочую силу. «Нужен специалист высокой квалификации с опытом работы на производстве» – так начинаются сейчас беседы с менеджерами по персоналу предприятий-работодателей. На практике востребованы специалисты, которые могут «думать» руками быстро и качественно! Логично возникает вопрос: «Где найти специалиста? Переманить с другого предприятия? Найти самородка? А это большая редкость! Или есть другой источник высококвалифицированных специалистов? Выход был и есть – выпускники профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования.

В системе подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в Уренском техникуме происходят поистине кардинальные перемены, реализуется множество проектов, направленных на повышение качества подготовки специалистов, более интенсивного взаимодействия с заказчиками кадров – нашими ведущими предприятиями. Сегодня перед системой профессионального образования стоит задача по обеспечению наукоёмких и высокотехнологичных производств, развивающихся отраслей экономики России квалифицированными рабочими кадрами, способными выполнять профессиональные задания на высоком международном уровне. Внедрение инноваций в сферах развития механизмов сетевого партнёрства, применения современных моделей эффективной подготовки и форм образования, гармонизации содержания профессиональных образовательных программ по стандартам и международного движения WorldSkills, внедрения новых моделей сетевого взаимодействия – всё это формирует новый современный образ системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Наш техникум становится одним из ведущих техникумов северной зоны Нижегородской области. Это уже не просто организация среднего профессионального образования, а центр развития информационно-коммуникационных технологий, на базе которого созданы пять мастерских по стандартам ВОРЛДСКИЛС. Основная цель работы центра – обеспечить соответствие системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена международным стандартам и передовым технологиям цифровой экономики Нижегородской области через модернизацию материально-технической базы по приоритетной группе компетенций: «Программные решения для бизнеса», «Веб-дизайн и разработка», «Эксплуатация кабельных линий электропередачи», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Разработка решений с использованием блокчейн-технологий», внедрение оценки качества подготовки выпускников на основе демонстрационного экзамена по заявленным компетенциям.

В этом году дипломы об окончании техникума получили 225 выпускников.

Готовят будущих профессионалов педагоги, мастера производственного обучения. Сплочённый коллектив техникума – это 63 человека, умеющих передать свой опыт, знания, умения студентам. Из педагогических работников почти половина имеют высшую и первую квалификационные категории.

Для меня техникум – огромная часть моей жизни. В дни таких знаменательных дат задумываешься над итогами своей работы, богатой интересными событиями, оцениваешь прошлое и возлагаешь большие надежды на перспективное будущее. Что такое система профессионально-технического образования? На мой взгляд, это прежде всего люди: преподаватели и мастера производственного обучения, студенты и их родители. Все вместе мы достигли сегодняшнего уровня развития образования в техникуме.

Моё призвание, моя судьба

Преподаватель специальных дисциплин А.Н. Романов:

– Если взглянуть на мою жизнь со стороны, то можно увидеть, что вся она связана с учёбой и в большей степени с профтех-образованием. Родившись в 70-х годах прошлого века я, как и все дети, посещал детский сад, следующим этапом учебы естественно была школа. К окончанию 8-го класса передо мной встал выбор – продолжать учебу в школе или получить профессию. Я до сих пор помню слова классного руководителя Бориса Алексеевича Бабинцева: «Алексей, продолжай учебу в школе и поступай в любой на твой выбор институт. Но так как мама воспитывала меня одна, я сделал выбор в пользу получения рабочей профессии и, получив неполное среднее образование, без затруднений поступил в Ветлужский лесотехнический техникум.

Учёба в техникуме свела меня с таким замечательным педагогом, как Олег Григорьевич Сорокин. Уже в 90-х годах прошлого столетия он учил нас, студентов, самостоятельности, поиску и анализу необходимой информации, давал профессиональные знания, которые я и сейчас использую в жизни.

Помню, как после окончания техникума мне предложили работу по направлению с предоставлением жилья и места работы по специальности в другом регионе страны, но, чтобы не оставлять маму одну, я остался на своей малой родине. Сразу устроился на работу по профессии. Это стало следующим этапом моей учёбы. Работая по специальности, я ещё овладел профессией слесаря 5-го разряда, получил навыки работы электро- и газосварщика, дополнительно получил права водителя автобуса. Нелёгкое время перехода страны в условия рыночной экономики сказалось и на моей работе, пришлось много времени проводить в командировках, и поэтому я уволился. С этого момента я и стал постигать педагогическую науку, поступив на работу мастером производственного обучения по рекомендации старшего мастера Владимира Павловича Махова в тогда ещё Уренский профессиональный лицей № 100.

У меня были прекрасные наставники, которые помогали мне в составлении планов занятий, знакомили с различными приёмами и методами обучения: Валерий Александрович Соколов, Александр Павлович Малышев, Николай Алексеевич Лебедев, Василий Григорьевич Хренов. Со времени поступления на работу в профессиональный лицей, а сейчас техникум, я приобрёл рабочие профессии: тракторист-машинист, электромонтёр, электрогазо-сварщик, получил заочно высшее образование в сельскохозяйственной академии.

Работа в системе профтех-образования не позволяет оставаться на месте, она подталкивает к ведению активной, плодотворной жизни, направленной на обучение своих студентов. Для этого я стараюсь привлекать своих воспитанников к проектной и исследовательской работе, вместе с ними принимаю участие в различных конкурсах, олимпиадах и викторинах. Считаю, что как педагог я прививаю обучающимся любовь к выбранной профессии и окружающему миру.

Работу преподавателя нельзя назвать лёгкой, но если быть преданным своему призванию, то даже самая ответственная и сложная работа будет в радость и будет приносить пользу не только педагогу, но и обществу.

Я нашёл своё призвание, так как мне нравится учиться самому и передавать свои знания и умения другим, ведь без обучения невозможно достигнуть всех необходимых компетенций современного преподавателя. И сейчас, оглядываясь назад, сравнивая прошлое с настоящим и заглядывая в будущее, я с уверенностью могу сказать: работать педагогом – это моя судьба, я сделал правильный выбор, связав свою жизнь с профтехобразованием.

Быть нужной обществу

Старший мастер Л.К. Рябкова:

– Профтехобразование – моя жизнь. Положа руку на сердце, я честно могу признаться в том, что раньше никогда даже не задумывалась о том, что стану педагогом техникума. Преподавателем я стала по воле сложившихся обстоятельств и не жалею об этом. Размышляя о своей жизни, осознаю, что мне сложно определить ту черту, где заканчивается моя работа, а где начинается личная жизнь. Ведь если для студента учёба – это частица жизни длиной почти в четыре года, то для меня – увлекательный труд длинною в 24 часа в сутки. Моя семья является тоже частью профтеха – старший сын уже закончил наш техникум, а младшие сыновья обучаются на 4-м курсе. Для меня быть преподавателем профтехобразования – это быть нужным обществу. И хочу ещё добавить слова из песни «Трудовые резервы» неизвестного автора: «Кто сказал, что профтех не живёт. Он всегда и везде рядом с нами».

За престиж рабочих профессий!

Директор ООО «Песочное», бывший выпускник ПЛ-100 С.В. Соловьёв:

– Труд воспевался в песнях наших, он был всему головой, рабочим человеком гордилась вся страна. Без труда рабочего невозможно представить развитую экономику страны. Почему в последние десятилетия рабочие профессии не так востребованы? С самого детства детей убеждают, что рабочая профессия – это не престижно. «Вот будешь плохо учиться в школе – пойдёшь учиться в ПТУ, а потом работать на комбайне, на стройке или на заводе», – внушают своим чадам родители. И дети начинают думать, что физический труд — это плохо, лучше получить образование в институте и пойти работать в офис. Падение престижа рабочей профессии является сегодня актуальнейшей проблемой. Как же так получилось? Почему у молодёжи пропал интерес к рабочим профессиям, к освоению настоящего ремесла?

В годы моей юности такого вопроса не возникало. Я знал, что получу профессию, которая пригодится мне в дельнейшей трудовой деятельности, и не ошибся.

Со школьных лет молодёжь должна знать, какие плюсы в жизни даёт рабочая профессия: бесценный опыт практической работы, возможность получения параллельно с работой высшего образования и практически отсутствие требований к стажу.

Уверен, что ситуация с престижностью обучения в системе профессионального образования изменится в ближайшем будущем в лучшую сторону, а востребованность труда высококвалифицированных рабочих и уровень их зарплат будут на достойном уровне.

Студентки 250-й группы, обучающиеся по специальности «Садово-парковое строительство и ландшафитный дизайн»

А.Н. Романов со студентами группы Р-230 по специальности «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

Преподаватель спецдисциплин О.И. Комарова со студентками 370-й группы («Дошкольное образование»)

Преподаватель спецдисциплин А.А. Нагнитченко со студентами группы ЭА-270 («Электроснабжение (по отраслям»)

Старший мастер Л.К. Рябкова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

600