Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

02.09.2019 11:41 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 66(13284) от 02.09.2019 г.

Хорошие люди – всему основа

«Жизнь у меня была тяжёлая, но я выжила и перешагнула 80-летний рубеж, потому что мне на пути встречались хорошие люди», – говорит жительница Уреня Нина Ефимовна Корешкова. Она попала в Уренский район пятилетней девочкой в 1941 году во время эвакуации вместе с мамой. Александра Захарова привезла их к своей маме в деревню Потаповка Уренского района и на всю жизнь стала для них близким и дорогим человеком.

Н.Е. Корешкова

Эвакуация

– Мы жили недалеко от Петрозаводска, – вспоминает Нина Ефимовна. – Отец работал на железной дороге, а мама – в столовой. В 1941 году немцы подходили к посёлку Лоухи. Там была узловая станция, с которой отправляли солдат и технику на фронт. Всех предупредили, что семьи с маленькими детьми в срочном порядке будут эвакуировать. Мне тогда всего пять лет было. Боялись мы не столько немцев, сколько финнов. Они всех пленных, особенно ребятишек, за границу в концлагеря отправляли. Эвакуировать нас должны были на пароходе. Помню: жара была сильная, нам даже вещи собрать времени не дали. В чём были, в том и поехали на причал. Погрузка людей шла полным ходом, и добрая половина эвакуировавшихся уже была на пароходе. Мужчин на палубе не было, только женщины, и все с детьми. Нам до причала несколько шагов оставалось, когда налетели фашистские самолёты и начали бомбить пристань и пароход. Страшно было, кругом всё взрывалось. Много народу погибло, а мы с мамой оказались среди немногих счастливчиков, живыми и невредимыми.

С нами была мамина подруга Александра Захарова, мы её Санькой звали. Как она попала в Карелию, я не знаю, но она с мамой в столовой работала и часто к нам приходила: водилась, по хозяйству помогала. Вот она и предложила нам вместе бежать на железнодорожную станцию. Там как раз состав формировался. Дали нам два часа на сборы. Домой прибежали, в спешке взяли самое необходимое. Ехали в товарном вагоне, от голода нас спасало мясо козы, которую мама заколола перед отъездом, потому что другой еды не было. В ужасе вспоминаю фашистские налёты, под которые попадал наш поезд. У нас на каждом вагоне были белые флаги, красные кресты и надпись «Дети», но лётчики всё равно бомбили нас. Поезд останавливался, все выбегали, мама нас под вагоны прятала. Запомнился один самолёт, он летел низко, и я видела, как стрелок, сидевший рядом с лётчиком, из пулемёта бегущих детей и женщин расстреливал. И казалось мне, что пулемётчик тот был белобрысый, а на лице не улыбка – оскал застыл. Когда самолёты улетали, мы выбирались из-под поезда и ехали дальше, оставляя по краям железной дороги убитых.… Мы всё спрашивали: куда их? А нам говорили, что потом специальный отряд придёт и похоронит.

Отец нас нашёл

В конце-концов мы добрались до деревни Потаповка, где мама Александры Захаровой жила. У неё пятеро детей было, муж на фронте, но она без слов нас с мамой приняла. На всех делили картошку, молоко, хлеб, хоть сами и впроголодь жили. В войну выпускали газеты, в которых печатали данные о тех, кто потерялся. Сначала отец мой думал, что мы погибли на том пароходе, а из газеты узнал, что мы живы, и место нашего пребывания. Папа без ноги был, на фронт его не взяли, приехал он к нам в деревню Потаповка. Грамотный был, 4 класса гимназии закончил, не стал в деревне оставаться, увёз нас в Урень. Здесь его директором клуба назначили. А Александра Захарова стала знаменитой дояркой, многие годы её фотография в колхозе «Трактор» на Доске почёта висела. Мы с ней до самой её кончины близкие отношения поддерживали, да и теперь я её с благодарностью вспоминаю.

Изида Сергеевна

Хочется рассказать ещё об одном удивительном человеке, встреча с которым определила моё мировоззрение. Это Изида Сергеевна Долинина – учитель русского языка и литературы в Арьёвской школе. Она умерла в этом году в июне у внука в Шаранге, а я и на похоронах не была, потому что сообщили поздно.

Мы познакомились с Изидой Сергеевной в Семёновском учительском институте. Я поступила на отделение учителя начальных классов. В пятидесятые-шестидесятые годы в каждой деревне начальная школа была, и специалисты всюду требовались. Я была отличницей. Два года моя фотокарточка висела в институте на Доске почёта. Большое влияние на меня тогда оказала моя любимая учительница Изида Сергеевна. Годы были тяжёлые, и все знали, что она какое-то научное звание имела, была то ли доцентом, то ли профессором, и её к нам вроде бы сослали за что-то, но никто не распространялся об этом. Жила она вместе с нами в общежитии со своей мамой. Отопление было там печное, воды не было, а она никогда не жаловалась ни на что. Всегда очень тактичная была, вежливая, одевалась просто, но аккуратно. Мы, студенты, часто в гости к ней ходили. И из всех учителей её больше всех любили, потому что она очень интересно лекции читала и строго спрашивала, но никогда не ставила плохие оценки. Если что-то не понимали, мы к ней после уроков приходили, она ещё раз объясняла и давала нам возможность переделать задание. Изида Сергеевна никогда голоса не повышала, грубого слова не говорила. Очень хорошим педагогом была, да и человеком очень добрым. Мы же молоденькими совсем были, в 17 лет впервые в большом городе оказались, и она с нами, как мама, нянчилась.

Спустя много лет судьба снова свела нас. После того, как в 1957 году Семёновский учительский институт закрыли, Изида Сергеевна вместе с мужем, который был ректором этого института, приехали работать в Арьёвскую школу. Степан Павлович был директором, Изида Сергеевна преподавала русский язык и литературу. Оба они были людьми очень порядочными, начитанными, интеллигентными. Я рада, что мне посчастливилось работать в одном коллективе с ними.

С большой теплотой вспоминаю наш дружный коллектив Арьёвской школы,в котором 16 лет проработала. Давно на заслуженном отдыхе, но коллеги меня не забывают. Четыре года назад сгорел наш дом, меня в одной сорочке вытащили из квартиры соседи. Так коллектив Арьёвской школы помог и вещами, и деньгами. Сейчас живу в семье сына и снохи, которые взяли меня к себе и обо мне заботятся.

Учитель – вторая мама

С непередаваемой теплотой Нина Ефимовна отзывается о родных и бывших коллегах по работе. Сегодня она живёт больше воспоминаниями, которые согревают её сердце. В них – её ученики. Всю жизнь Н.Е. Корешкова проработала учителем начальных классов и искренне любила свою работу.

– Нужно любить детей, иначе в школе нечего делать, – делится пожилая учительница своим опытом. – Учитель – вторая мама. Я в разных школах работала: сначала 5 лет в Шахунском районе, потом 4 года в селе Правда в 90 км от Севастополя, в Карпунихе работала, в Арьёвской школе. В первый класс приходят дети совсем маленькие. С ними общий язык найти не просто. Бывало, и плакали детки, и мам звали. С ними приходилось и домашние задания на продлёнке делать, и внеклассные мероприятия проводить, и на экскурсии ездить. Труд огромный, работа хлопотная, ответственность большая, но зато какое счастье встретить на улице своего бывшего ученика и узнать о его успехах!

Впрочем, Нина Ефимовна и сама знает секрет счастливой жизни. Неси добро людям, много и с желанием работай, поддерживай окружающих, и тогда обязательно всё получится, какие бы испытания ни выпали на твою долю.

Воспоминания Н.Е. Корешковой
записала Устиния Вершинина

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

40