12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

Главная / Статьи / Не просто любить – уважать!
03.08.2018 11:21
  • 17

Категории:

Не просто любить – уважать!

Ольга Озман с сыном и племянницей

Как улучшить отношения с ребёнком?

Все родители любят своих детей и хотят иметь с ними хорошие, добрые отношения. Никакого крика, никаких споров, никаких ссор. Но, несмотря на эти добрые намерения, каждый день в семьях вспыхивают никому не нужные войны. Почему так происходит? Давайте попытаемся разобраться в этом.

По мере взросления со многими детьми становится сложно общаться, они не умеют уважать ни себя, ни других. Мы стараемся, чтобы дети были вежливыми, а они вырастают грубыми; мы хотим, чтобы они росли самостоятельными, а они без нашей указки сделать ничего не могут; мы хотим, чтобы они были счастливыми, но они не довольны действительностью. Родители часто приходят в отчаяние от пустых разговоров с детьми: «Ты где был?» – «Нигде»; «Что ты делал?» – «Ничего». Одна мама поделилась: «Я буквально до посинения стараюсь убеждать его, но он совершенно меня не слушает. Он слышит, только если я срываюсь на крик». Сразу проясним, что советы типа «Надо больше любить ребёнка», «Уделяйте ему больше внимания», «Тратьте на него больше времени» не помогают справиться с обыденными ситуациями и психологическими проблемами.

Выход кроется в другом – в настоящем понимании, уважении и принятии чувств ребёнка. Наверняка вы сталкивались с такой ситуацией:

– Застегни кофту, – говорит мама сыну.

– Я не хочу, мне жарко, – отвечает он.

– Какое жарко? Застегни сейчас же, – настаивает мама.

– Но почему? Мне нисколько не холодно!

– Ты домой захотел?! Если сию минуту не застегнёшь, пойдёшь домой! – выходит из себя мама.

Ребёнок обиженно и недовольно застёгивает кофту, несмотря на то, что ему действительно жарко, потому что он активно двигается, а мама просто сидит на скамейке. После таких регулярных сцен ребёнку трудно доверять родителю, который его не понимает. Отсюда – детская ложь, скрытая и открытая агрессия, страхи, которые препятствуют нормальному общению со сверстниками и другими взрослыми.

Чтобы найти общий язык с ребёнком, нужно его уважать, не привычное всем – любить, а именно уважать! Возможно, кто-то возразит: «Не за что ещё уважать». Однако уважать необходимо не заслуги, а природные чувства ребёнка: страх, боль, радость, любопытство, гнев, доверие, привязанность, любовь. Так же, как мы уважаем своих гостей, коллег, посторонних людей. Если наш гость при выходе забудет захватить зонтик, нам даже в голову не придёт произнести такие гневные слова: «Вечно ты что-то забываешь! Терпенья с тобой нет! Сколько раз тебе говорить, проверяй, всё ли взяла перед выходом из дома! На свой зонт, растяпа!» Вместо всей этой тирады мы спокойно скажем: «Вот твой зонт, Наташа, держи». Мы привыкли, что уважение – прерогатива взрослого, а детям до него ещё нужно дорасти. Но дело в том, что если в процессе взросления ребёнок часто слышит в свой адрес множество обидных, ранящих слов, упрёков, угроз и негативных оценок, то к 18 годам ему уже трудно верить в свои силы и хоть сколько-то самому себя уважать.

Чтобы наши дети росли самодостаточными личностями и в них крепло чувство уверенности в себе, мы обязаны использовать свой родительский педагогический арсенал и при любой возможности произносить позитивные комментарии в адрес ребёнка вместо уничижительных и разрушительных.

Важно понять, что именно родители являются главными воспитателями своих детей и сеют первые, а порой и последние семена их успехов либо неуспехов. Ежедневно вы либо удобряете почву и способствуете росту, либо сжигаете корни, выливая на них горечь. Здесь важно осознать необходимость приобретения всеми без исключения родителями элементарных педагогических и психологических знаний для блага наших детей.

В школах не учили и пока не учат тому, как правильно общаться с детьми, поэтому в настоящий момент большинство родителей в своём воспитании действуют по наитию – так же, как воспитывали их. Даже если кому-то и не нравилось, как с ним обращались в детстве, он просто не знает другого пути. Между тем, другой путь есть – он прописан, испытан и доказанно ведёт к счастливым отношениям в семьях. Как им овладеть? Необходимо прибегнуть к самообразованию. Сегодня полки книжных магазинов представлены довольно широким выбором психологической литературы с полезными советами на каждый день. Книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком – как?», А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», Хаима Гинотта «Родитель – ребёнок: мир отношений» и другие помогут решить, а в дальнейшем предотвратить ненужные конфликты, сберегут мир в семье. Следуя советам признанных, профессиональных психологов, вы приобретёте полезные привычки общения. Также приятно и важно осознавать, что улучшить отношения с детьми можно в абсолютно любом возрасте. Дерзайте, и у вас получится! Мира, любви и счастья вам в семейных отношениях.

Ольга Озман, педагог-психолог

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Вверх