Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

28.06.2019 10:58 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47(13265) от 28.06.2019 г.

Здесь небо обнимает землю

Журналист нашей газеты Татьяна Журавлёва была участницей ХХ Всероссийского фестиваля СМИ «Моя провинция» в Адыгее

Река Белая
В Гроте желаний
Адыгея встретила участников фестиваля национальными песнями и танцами
Адыгея встретила участников фестиваля национальными песнями и танцами
Адыгея встретила участников фестиваля национальными песнями и танцами
Момент награждения. Т. Журавлёва и К. Алексеев

Мечта

По-моему, главным двигателем человека является его умение мечтать. Вот и мой путь в Адыгею на ХХ Всероссийский фестиваль прессы, телевидения и радио «Моя провинция» начался с мечты хотя бы раз в жизни увидеть горы и подняться на их вершину. Когда я узнала, что фестиваль в этом году повторно будет проходить в Адыгее, сомнений не было – еду! Редакция отправила заявку и материалы на конкурс. Я настроилась на покорение вершин.

В составе нижегородской делегации были семь человек: четыре журналиста из районных газет Уренского, Ветлужского, Воскресенского и Сосновского районов и съёмочная группа из трёх человек Богородского телевидения. Двое суток поездом – и мы в Краснодаре. Красивый город со старинными узкими улочками, множеством скверов, парков и памятников буквально утопает в цветах. Путешествуя по улице Красной, мы были поражены её ухоженностью и чистотой, здесь в буквальном смысле можно сидеть прямо на тротуарных плитах. Приятной неожиданностью стала встреча с Шуриком и Лидочкой, героями кинокомедии Гайдая, отлитыми в бронзе.

Из Краснодара на автобусе мы едем на турбазу «Горная». За окном мелькают поля, в плёночных парниках уже собирают огурцы, помидоры, клубнику. Я же с нетерпением жду, когда на горизонте появятся горы. Белые перистые облака на небе плывут так низко, что, когда вдалеке появляются снежные вершины, я принимаю их за мираж. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь они – выше облаков. Помните: «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? Лучше Лермонтова, пожалуй, не скажешь. Асфальтированная дорога поднимается всё выше, заросшие деревьями горные склоны чем-то напоминают Волжский откос в Нижнем Новгороде. Только в отличие от Волги река Белая несёт свои воды не по равнине, а пробивает себе путь среди каменных глыб, стачивая гранит и превращая его в рыжий песок. С пеной и грохотом мчится она через теснины, образуя водопады. Своенравная, холодная, стремительная и очень опасная, река Белая притягивает к себе любителей острых ощущений. Именно здесь я узнала, что такое рафтинг, и поняла, почему в Адыгею едут туристы со всей России и из-за рубежа.

Горная река

Моё знакомство с рекой Белой началось во время экскурсии. Остановившись на расширении дороги, с одной стороны которой поднимаются отвесные скалы, а с другой – мчит свои воды горная речка, мы вышли из автобуса. С моста открылся удивительный вид. Слева и справа – горы, а между ними, глубоко внизу, – пенящийся бурлящий поток. Смотреть на него страшно даже с моста, но любопытство – великая сила, и по петляющей между деревь-ев тропинке мы спускаемся в пропасть. На берегу – камни, огромные глыбы, по которым мы подбираемся к самой воде. Красота необыкновенная! Протягиваю руку, чтобы зачерпнуть водицы, и мгновенно чувствую, как цепенеют пальцы. На улице + 38, но вода в Белой прогревается только до + 6. Говорят, она здесь всегда такая. Тающий в горах снег мощнее любого холодильника.

О своенравии и свободолюбии этой горной речки сложено немало легенд. По одной из них река Белая, по адыгейски – Шхагуаше, что в переводе означает «покровитель оленей», названа в честь дочери богатого князя, которая, влюбившись в пастуха, не захотела покориться своему отцу. Разгневавшись, князь посадил влюблённых в мешок и бросил в горную реку. Но река пожалела их и выбросила на берег. Пастух и княжна построили в лесу шалаш и жили среди оленей, питаясь их молоком. Шло время. Однажды к их жилищу забрели княжеские слуги, которые искали оленье молоко для умирающего князя. Княжеская дочь пожалела отца и подоила оленей. Узнав, что дочь жива, князь раскаялся и благословил их брак .

По другой легенде река получила название от имени пленной девушки Беллы. Не захотев стать женой адыгского князя, по приказу которого были убиты её отец и братья, Белла одолела князя хитростью, а потом села на коня и умчалась. Когда же слуги князя догнали её у края пропасти, гордая красавица бросилась в бурлящую бездну. Поселившиеся на берегах реки Белла казаки стали именовать её на русский манер Белой.

Рафтинг

Я стояла на мосту у дороги. За моей спиной были отвесные скалы, а передо мной, глубоко-глубоко в ущелье, пенясь и грохоча, стремительно мчался водный поток, от одного созерцания которого по спине бежали мурашки. «Не приведи Бог свалиться, утонешь, разобьёшься о камни», – подумала я и отошла подальше от перил.

В голове предательски пронеслось: «И зачем я только записалась на этот рафтинг?!» Но отступать было поздно. Вместе с другими журналистами на автобусе мы ехали сплавляться по реке Белой на рафтах. Честно говоря, я не очень-то представляла, что это такое. На станции рафтинга нам выдали гидрокостюмы, обувь и шлемы соответствующих размеров. Мы переоделись, и инструктор на каждого надел спасательный жилет. Казалось, что происходит что-то неправдоподобное, типа маскарада, поэтому страха не было. Только тогда, когда на машине нас привезли к стартовому причалу и я увидела бурлящие пороги, которые нам предстояло преодолеть на надувной лодке, я поняла, насколько всё серьёзно. Однако инструктор, обаятельный спортивный парень по имени Никита, несколько нас успокоил. Ещё на берегу, усадив каждого на своё место, он объяснил, как нужно проходить стремнину и как держаться в том случае, если рафт перевернётся. Как бы между прочим он сообщил, что за восемь лет его практики такой случай был всего лишь один раз и обошёлся без травм.

Спустившись на стартовую площадку, занимаем свои места в рафте. По команде инструктора начинаем работать вёслами. Пара минут, и течение стремительно мчит нас в пучину. Волна захлёстывает с головой. Даже гидрокостюм не защищает от обжигающего тело холода.

Рафт выносит из-под волн. Мы с радостью обнаруживаем, что все на месте. Ужас сменяется ликованием, накрывает сумасшедший драйв. Пройдя сквозь теснину, река успокаивается. Инструктор командует: «Отдыхаем!» Снова теснина, и мы снова налегаем на вёсла и уходим под воду. Мгновение… Можно выдохнуть и осмотреться. Солнце купается в бушующем потоке, рассыпаясь мириадами бриллиантов. Снизу, из ущелья, горы кажутся ещё более величественными. Красота такая, что дух захватывает! Никита рассказывает нам о достопримечательностях этой местности. Весной Белая разливается и, с корнем выворачивая деревья по своим берегам, уносит их вместе с бурлящим потоком. У каждой горы, мимо которой проносит наше судёнышко, своё название и свои особенности. Мы вглядываемся в горный рельеф и действительно видим на горе Монах очертания головы монаха. У всех безумно счастливые лица.

За очередным поворотом у края воды мы вдруг видим парня и девушку, съёжившихся, дрожавших от холода и страха. Спешим им на помощь. Их байдарка перевернулась трижды. Парень, не раз покорявший Белую, на этот раз не справился с течением. Река унесла вёсла, обувь, телефоны.

– Хорошо хоть, на берег удалось выбраться! – говорит юноша. – Но что дальше делать?! Карабкаться по скалам?!

Мы сажаем неудачливых москвичей в свою лодку. Путешествие продолжается. Чем ближе финиш, тем больше желание продлить удовольствие. Двенадцать километров по реке преодолеваем за час с небольшим. С ликованием победителей поднимаемся к дороге. В моей голове только одна мысль: «Вот бы снова сюда вернуться!»

1000 метров над уровнем моря

По канатной дороге мы поднимаемся на хребет Уна Коз. От головокружительной высоты в глазах темнеет. Усилием воли поднимаю их к небу. Там, на высоте около тысячи метров над уровнем моря, виднеется едва различимая вершина. По мере приближения к ней коричневатые пятна превращаются в скалы и гроты, зелёные – в буйно растущие деревья и кустарники. О горах удовольствий, которые ждут здесь туристов, говорит указатель: катание на лошадях и джипах, посещение таинственных горных пещер и многое-многое другое.

Вместе с группой иду на смотровую площадку. Она находится в Гроте желаний. Отсюда открывается удивительный вид на окрестности. Тоненькими ленточками кажутся река Белая и петляющая в горах дорога, игрушечными домиками – церковь и мно-гочисленные отели, зелёной плантацией – огромная долина. А на горизонте во все стороны раскинулись горы, заросшие лесом. Сверкающие снегом вершины, отражая солнце, излучают свет. Захватывающая картина, стирающая грань между земным и небесным! Никогда в жизни я ещё не видела ничего подобного. Евангельский сюжет о том, как дьявол поднял Сына Божиего на высокую гору, чтобы соблазнить его богатством мира, всплывает в памяти и наводит на размышления. Думаю: какая же красивая и богатая страна нам дарована! В России есть всё: моря и горы, леса и реки, пустыни и вечные ледники. В её недрах – вся таблица Менделеева. Как же нам, её жителям, устоять от разрушительной погони за земными благами?! Как сохранить любовь и сберечь душу?!

Как живёшь, народ?

Адыгея – небогатая республика, но в ней есть множество райских уголков, созданных самой природой и благоустроенных руками человека. Раньше здесь были роскошные виноградники, но в восьмидесятые годы прошлого века ввели «сухой закон» и обложили каждое дерево налогом. В результате виноградников не стало. В перестроечные времена закрылись никелевые рудники и предприятия по производству мебели. Теперь Адыгея славится яблоневыми садами и клубничными плантациями. Здесь есть завод по производству гипса и шпатлёвки. Основные доходы идут от заготовки леса и щебня. В настоящее время ставка делается на развитие туризма.

В Адыгее действительно есть на что посмотреть. Здесь удивительно разнообразный растительный мир. Если в долине в мае уже отцвели каштаны и созрела клубника, то в горах ещё только начали набухать почки на деревьях, а на высокогорье всё ещё лежит снег. В здешних горах можно встретить зубра, лося, косулю.

Туристы едут в Адыгею за экстримом и здоровьем. Целебные термальные источники Адыгеи являются коронной фишкой местных здравниц и термальных комплексов. Мы были поражены красотой и комфортабельностью «Водной ривьеры». Это шикарно обустроенная зона отдыха для людей всех возрастов. Здесь несколько бассейнов с кристально-чистой водой, обогащённой кремнием. В каждом из них вода определённой температуры от 20 до 40 градусов. Те, кто побывал здесь хотя бы раз, стремятся обязательно приехать снова. Купание в термальных источниках помогает на долгое время забыть о боли в суставах и позвоночнике, способствует укреплению нервной системы. От себя лично скажу, что купаться под открытым небом в бассейнах, оборудованных джакузи, – огромное удовольствие.

В гостевом доме «Парк Хаджох» нас не только вкусно накормили, но и показали условия, в которых проживают отдыхающие. Здесь есть номера на одного-двух человек, есть и семейные номера квартирного типа. Для гостей оборудованы автостоянка, кафе, бассейн, детская площадка, парк, кухня для самостоятельного приготовления пищи. Принимавшая нас турбаза «Горная» была ещё круче. Несколько корпусов, столовая, конференц-зал, спортивные и детские площадки, фонтан, скульптурные композиции.

В Адыгее мы вдоволь наелись клубники, а ещё знаменитого адыгейского сыра, который фермеры готовят и продают сами. В свои небольшие киоски-магазинчики они привозят его ежедневно. Вчерашний сыр считается здесь несвежим. Продавцы дорожат своей репутацией. И вообще, у меня создалось впечатление, что жители этой горной республики очень гостеприимные, общительные, добропорядочные и трудолюбивые люди, умеющие держать слово.

Успех принёс «Ровесник»

И всё-таки фестиваль для журналистов – это прежде всего учёба, мастер-классы, обмен опытом, знакомство с коллегами со всей России и конкурс. Нижегородцы завоевали на Всероссийском фестивале девять призовых мест. В номинации «Делимся опытом» второе место занял проект руководителя клуба юных журналистов «Ровесник» газеты «Уренские вести» Юлии Максимовой «Как мы растим журналистов».

* * *

Прошла не одна неделя, как я покинула Адыгею, но стоит только закрыть глаза, и я снова вижу, как волны захлёстывают рафт, на котором наша команда сплавляется по реке Белой, а по ночам мне снятся горы, снежные вершины которых – выше облаков. И я просыпаюсь в восторженном настроении, с надеждой, что это счастье когда-нибудь повторится.

Татьяна Журавлёва.

Фото автора и Валентины Селезнёвой

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

32