Кому много даётся, с того много и спросится
Чего боится учитель, стоит ли жалеть учеников, хотят ли педаги ставить двойки, о главном экзамене в жизни каждого человека и многом другом членам клуба юных журналистов «Ровесник» рассказала учитель истории Уренской школы № 2 Т.П. Махова.
– Татьяна Павловна, вспомните самый приятный момент из вашего детства.
– Помню, как мы с братом и отцом ездили в Урень встречать с поезда мою маму. Она училась в университете. Когда заканчивалась сессия, мама присылала телеграмму, и мы ехали на вокзал. Это воспоминание о радостной встрече после долгой разлуки – одно из самых счастливых.
– Кто из родителей на вас больше всего повлиял?
– Я думаю, что отец. У нас с ним были общие увлечения, он повлиял на выбор моей профессии, на отношение к людям. Он был очень добрым и порядочным человеком, поэтому стал для меня идеалом человека, учителя и мужчины.
– Кем вы хотели стать в детстве?
– Мои родители, дядя и его жена были учителями, поэтому вопроса о выборе профессии передо мной не стояло.
– Вы хорошо учились в школе?
– Да. У меня была одна четвёрка – по русскому языку.
– Какой предмет у вас был любимым?
– История. Во-первых, потому что я увлекалась исторической литературой, во-вторых, историю преподавал мой отец, которого я безумно любила.
– Если бы вам выпал шанс начать жить сначала, вы бы стали учителем?
– Я никогда не жалела о том, что стала учителем, но интерес к другим профессиям был. Одно время я думала: может, поработать в библиотеке, так как люблю читать, или в архиве. Но, всё-таки, моя профессия мне нравится.
– Какой совет вы бы дали самой себе, когда только начинали работать учителем?
– Я бы посоветовала себе больше жалеть детей, видеть в них не просто учеников, а будущих взрослых, у которых и так в жизни будет много трудностей, поэтому стоит поменьше на них давить.
– В ваши школьные годы ученики нарушали дисциплину?
– В моей школе учителя были строгими, дисциплина – жёсткой. На уроке не забалуешь, как сейчас. Был один ученик-второгодник, и тот сидел очень тихо.
– Вы переживаете, какие оценки получат ваши ученики на экзаменах?
– Я не знаю учителя, который бы не переживал за учеников. Все нервничают, волнуются. Потому что на учителе лежит ответственность за результат экзаменов.
– Что вы чувствуете, когда ставите ученику плохую оценку?
– Как ни странно, почти ничего. Во мне нет злобы, неприязни или обиды. А вот хорошую оценку ставить приятно. Я радуюсь.
– Вы когда-нибудь хотели просто встать и уйти из класса во время урока?
– Да. Мне много раз хотелось стукнуть учебником по столу, встать, уйти, громко хлопнув дверью, и больше никогда не возвращаться. Мне кажется, любой учитель скажет, что такие моменты, к сожалению, бывают достаточно часто.
– Каким вам видится идеальный ученик?
– Ему нравится учиться, нравится узнавать что-то новое. Здорово, когда дети на уроке задают вопросы, может, даже спорят, отстаивают свою точку зрения.
– Какой совет вы бы дали ученикам?
– Для начала я бы дала совет родителям: никогда не бросайте своих детей в учёбе, старайтесь им помогать. Без поддержки ребёнку тяжелее учиться. А детям советую больше читать. Не только то, что задано по школьной программе, но и дополнительно.
– Есть ли у вас профессиональный секрет, который помогает заинтересовать учеников?
– Никакого секрета нет. Если учитель любит свой предмет и ему интересно то, о чём он рассказывает, то и дети заинтересуются.
– Если вы видите, что ученик списывает, можете ли его пожалеть, не делать замечание?
– Могу, если вижу, что ученик списывает с тетради, а не с телефона. Ведь, если в тетради что-то записано, значит, он прилагал какие-то усилия.
– О чём вы думаете, когда дети пишут контрольную работу?
– Я с ужасом думаю, сколько тетрадей придётся проверять. Не люблю я это делать. Поэтому, когда смотрю на стопку тетрадей, говорю себе: «Ну ладно, сейчас отдохну, а потом проверю».
– Расскажите о самом тёплом воспоминании, связанным с работой.
– Так приятно, когда выпускники приходят в родную школу, чтобы улыбнуться и сказать «спасибо!», чтобы рассказать о себе, как они учатся в институтах. В такие моменты чувствуешь, что работаешь не зря.
– Работа учителя отнимает много сил, остаётся ли у вас время на себя? Как вы его проводите?
– Времени катастрофически не хватает. Если выдаётся свободная минутка, читаю или провожу время со своими детьми.
– У вас есть любимые книги?
– Так как я историк, нравится книга «Фаворит» Валентина Пикуля о царствовании Екатерины II и о деятельности Григория Потёмкина. Пикуль – один из моих любимых писателей.
– Какому российскому правителю вы больше симпатизируете?
– Александру III. Он любил Россию, не гнался за Европой, за нововведениями, старался облегчить положение народа: снизил налоги для крестьян, отменил подушевую подать. Во время его правления Россия практически не воевала, снизились штрафы, увеличилась оплата труда. Рабочие и крестьяне считали его заступником и очень хорошим царём.
– Какой суперспособностью вы бы хотели обладать?
– Никакой. Потому что не бывает такого, что ты чем-то пользуешься и ничего не отдаёшь взамен. За всё надо платить. В православии есть такое утверждение: «От всякого, кому дано много, много и потребуется...». Поэтому, если даётся талант, то и спрос с тебя будет большой.
– О чём вы думаете, когда идёте в школу и возвращаетесь домой?
– Когда иду на работу, я думаю о том, как бы мне прожить этот день достойно: никого не обидеть, не оскорбить. А когда иду домой, я почти ни о чём не думаю, так как очень сильно устаю.
– Каким вы видите свой идеальный день?
– Мой идеальный день в любом случае будет включать в себя рабочий процесс. В этот день я бы выспалась, у меня бы не болела с утра голова, я бы успела выпить кофе, ученики были бы на позитиве, меня бы никто не доводил до состояния, которого я потом буду стыдиться, на работе удалось бы всё, что задумала, а вечером позвонили бы мои дети и сказали, что у них всё хорошо. Больше мне ничего в жизни не надо.
– Как вы считаете, какими положительными качествами вы наделены?
– Я незлопамятная, немстительная, люблю своих детей, родных. Стараюсь уважать чужих детей, не задевать их человеческое достоинство.
– Есть ли у вас мечта, которая сбылась?
– Я редко мечтаю, чтобы не разочаровываться. Хотя, у меня была одна мечта – чтобы мои дети выросли честными, порядочными людьми. Думаю, что она исполнилась.
– У вас есть любимый праздник?
– День знаний. В конце августа, от-дохнув во время отпуска, хочется снова на работу. А ещё 1 сентября – это ранняя осень, когда всё вокруг пестреет жёлтыми, красными листьями, когда уже не жарко, но ещё не холодно. Люблю это время года. А ещё мне приятно видеть нарядных, счастливых детей.
– Какую музыку вы предпочитаете?
– Мне очень нравятся песни иеромонаха Романа и старой группы Nautilus Pompilius. Я знаю почти все их песни и иногда даже напеваю их. От классической музыки я, к сожалению, далека, но иногда слушаю «Времена года» Антонио Вивальди, чтобы расслабиться.
– Что такое счастье?
– Для меня счастье – это состояние душевного равновесия, умиротворённость.
– Поделитесь своими жизненными принципами.
– Как таковых принципов у меня нет, но есть вещи, которые, я считаю, каждый человек должен держать в уме. Есть такое английское выражение: «Делай, что должно, и будь что будет». И я стараюсь ему следовать. Не делай другому то, чего не желаешь самому себе. И постарайся прожить свою жизнь достойно, оставайся человеком в любой ситуации. Это, наверное, главные правила, по которым я живу.
– В чём, на ваш взгляд, смысл жизни?
– Если когда тебя не станет, много людей пожалеют о том, что тебя нет, значит, ты оставил добрую память о себе, ты справился, нашёл смысл жизни и сдал свой «экзамен». Ты должен реализовать свои способности, таланты, правильно воспитать своих детей – в этом и есть смысл жизни.
Записала Светлана Савина.
Вопросы придумывали и задавали члены клуба юных журналистов
«Ровесник»: Серафима Юшкова, Анна Парфенова, Анастасия
Соловьёва, Елизавета Анисимова (руководитель клуба юных
журналистов Ю.Н. Максимова)
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.