Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

17.02.2023 14:55 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Земля выбирает «своих»

Иерей Иоанн Заботин с прихожанами храма

Земля выбирает «своих». Чувствует их безошибочно. Встреча с уроженцами Большого Непряхина убедила меня в этом. Священник старообрядческого храма во имя Казанской иконы Божией Матери Иоанн Заботин, бывшая заведующая почтовым отделением Г.Ю. Рябкова, бывший учитель начальных классов Непряхинской школы З.Г. Вершинина – все они из разряда людей, которых «выбрала» земля. Вернее, они выбрали её и, всей душой полюбив место, где родились, работали на его благо.

Большое Непряхино, улица Старая

Б. Непряхинский храм

Корни духовные

Большое Непряхино для большинства жителей Урень-края ассоциируется со старообрядческим храмом. Вот и для нас знакомство с деревней началось со встречи с настоятелем этого храма, иереем Иоанном Заботиным.

– Отец Иоанн, говорят, Большое Непряхино основали судостроители, прогневавшие Петра I тем, что не хотели принимать новые европейские обычаи и отказываться от веры своих отцов. Так ли это на самом деле?

– Да, действительно, так. Первоначально деревня имела название Коробейники, так как первые её жители не умели работать на земле, но были хорошими мастерами по дереву. Свои изделия они складывали в короба и несли на продажу. Жителей деревни называли «моли», так как они имели большое усердие и любовь к молитве.

Фундамент Большенепряхинского храма был заложен в 1912 году. Накануне революции он был освящён на праздник Казанской иконы Божией Матери. Первым настоятелем прихода стал священник Белокриницкого согласия старообрядческой церкви отец Внифантий Коробейников, которого постигла участь большинства священнослужителей того времени. За преданность вере Христовой его отправили в ссылку. А его дочь Екатерина ушла в монастырь, став инокиней. Супруга первого настоятеля Евдокия Симоновна приняла иноческий постриг, но жила в Б. Непряхине. В 1930-е годы с ними делили трудности молитвенного подвига инокини, приехавшие из разных мест от гонений. Таким образом, вокруг храма сплотились люди, жившие монашеской жизнью, хотя монастыря в полном смысле слова здесь никогда не было.

– Как непряхинцы пережили годы гонений за веру?

– С 1931 по 1936 год руководил общиной отец Иоанн Тонев. За веру в Бога он был расстрелян в 1937 году по приговору судебной тройки НКВД. В том же году на колхозном собрании было принято решение сделать в храме склад зерна. Уверен, решение оказалось промыслительным: храм спасли от поругания. Религиозная жизнь стала более скрытной, но не угасла: непряхинцы молились в своих домах. Духовно окормлял немалую паству о. Иоанн (Комаров), тайно приезжавший из Семёновского района. Только в годы хрущёвской «оттепели», в 1947 году, двери храма открылись для богослужений, и о. Иоанн открыто занял место у алтаря. Его сменил о. Василий (Мухин). А в 1976 году настоятелем Большенепряхинского прихода стал Геннадий Заботин, мой отец.

– Как отца Геннадия и матушку Елену встретили на большенепряхинской земле?

– Сначала они были чужаками для непряхинцев. Местная администрация ограничивала семью даже в пользовании деревенским водопроводом. Молодёжь усмехалась, встречая священника, а пожилые люди настороженно приглядывались. Немало такта, доброты и терпения пришлось проявить настоятелю Большенепряхинского храма для того, чтобы растопить их сердца. А там жизнь пошла своим чередом. Господь дал родителям десять детей, я был третьим по счёту ребёнком.

– Вспомните ваши первые детские впечатления, связанные с храмом.

– Я всегда хотел пойти по стопам отца. Моё детство прошло при храме. Хоть мне и было тогда лет пять – десять, но помню, как здесь жили монашествующие, молились по монастырскому уставу. Во время богослужений храм заполнялся прихожанами, на службу приходили 200 – 250 человек. В основном, это были люди пожилого возраста. Мне запомнилось очень серьёзное отношение этих людей к молитве и к церковной жизни вообще. Так было в 80 – 90-е годы.

– Просто ли было исполнить детскую мечту, став взрослым?

– Поначалу я служил уставщиком в храме. Затем уехал учиться в Нижний Новгород, где получил высшее юридическое образование в ННГУ им. Лобачевского. В 2006 году отец умер, а осенью того же года я женился на Екатерине, прихожанке Бугровского храма.

Преемников у отца Геннадия не было, и прихожане просили меня продолжить его дело. Четыре года после кончины предыдущего настоятеля приход окормлял мой двоюродный брат – отец Николай Егоров, служивший в Большемурашкинском храме, на которого эта нагрузка легла тяжёлым бременем. Из-за нерегулярной священнической службы многие люди перестали посещать храм. Приход начал таять на глазах.

– Тянуло ли вас на малую родину?

– Живя в Нижнем Новгороде, я душой болел за оставленный храм. Но нужно было кормить семью, да и карьера пошла в гору.

– Что же заставило вас в довольно благополучный период жизни резко поменять всё?

– Очевидно, не мы выбираем время, а Господь приводит нас туда, где мы должны быть. Народ, может, молился нижайше, и не по грехам моим, а по воле Божией я принял отцовский приход.

– Вспомните самое волнительное для вас как для священника событие.

– Это была моя первая служба в родном храме в священническом сане. Это было 21 сентября 2009 года на двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане храма приветствовали меня с цветами. Став настоятелем в Большенепряхинском храме, я взял на себя и ответственность за духовную жизнь тех, кого окормляю.

– Расскажите немного о тех людях, которые помогали отцу Геннадию в его служении в те непростые годы.

– Когда отец Геннадий начинал своё священническое служение Господу, его главным помощником во всех ремонтных работах стал И.Е. Коробейников. Другой незаменимый человек – ветеран Великой Отечественной войны И.А. Коробейников – служил на клиросе в храме. Илларион Алексеевич побывал в фашистском плену и после побега оказался в немилости у советской власти. Жил он в посёлке Уста. До Б. Непряхино добирался пешком, на велосипеде либо со случайными попутчиками. А ведь службы начинались ночью.

– Были ли среди обычных прихожан настолько же стойкие в вере люди?

– Конечно. К примеру, семья Коробейниковых. Иван Евфимович и Анна Петровна воспитали шестерых детей в строгих правилах. «Из семьи без венца не выпускают», – говорили они, поэтому даже во время активной атеистической пропаганды все их дети венчались. Риск был немалый: в то время из-за венчания можно было лишиться работы. Вспоминаю историю, произошедшую с их старшим сыном. Иван был курсантом военного училища. Когда о его венчании узнало начальство, Ивана хотели отчислить, однако, за него вступились офицеры. Жизнь показала – не зря: И.И. Коробейников в должности командира прошёл всю афганскую войну, не потеряв ни одного бойца. В бой он всегда шёл с молитвой. Истинной христианкой, служившей храму и людям и оставившей в сердцах прихожан добрую память о себе, была его тётка – девица Анфиса.

– Отец Иоанн, какая наиболее яркая черта объединяет молодых прихожан Большенепряхинского храма?

– Современные люди, не зашоренные идеологическими рамками, не просто посещают бого-служения, но и ведут церковную жизнь. Молодые прихожане стремятся что-то сделать для храма, например, разбили большой цветник. Рад заметить, что они создали при храме воскресную школу, в которой обучаются три класса. Родители сами организовывают питание и занимаются с детьми. Слава Богу за то, что они видят своих детей при этом храме, а значит, и уповают на его развитие в будущем.

– Отец Иоанн, что вам удалось сделать за 13 лет своего служения?

– Во-первых, восстановить регулярные богослужения. Во-вторых, с моего благословения и под моим контролем построены храмы в Тонкино и в Шахунье.

– Непряхинский приход насчитывает несколько тысяч прихожан. Что заставляет приезжать сюда людей из других населённых пунктов?

– Люди преодолевают такое расстояние до храма, потому что едут за живой духовной традицией. Это именно то, в чём отчаянно сегодня нуждается наше общество.

– Что помогло вам осознать служение в храме с духовной точки зрения?

– Деревенские жители встают рано. Могут разбудить звонком уже в пять утра. Могут обратиться с серьёзным вопросом, который требует немедленного решения, например, отпевание. А могут спросить и о тонкостях молитвенного правила. Конечно, это довольно хлопотно, зато осознаёшь, что, служа в первую очередь Богу, ты ещё и людям помогаешь.

Школьных окон негасимый свет

З.Г. Вершинина уже не живёт в Б. Непряхино, но её, как первую учительницу, здесь любят и помнят. С ней мы ведём беседу о школе, в которой полвека, с 1961 по 2012 год, учились и воспитывались местные ребятишки.

– Зинаида Геннадьевна, какой вы застали школу, когда пришли сюда работать?

– В 1975 году в здании было центральное отопление. Вплоть до 80-х годов при школе работал интернат для детей из дальних деревень. Здесь учились более 100 детей из 20 окрестных деревень.

– Что вы в первую очередь хотели сделать, став учителем?

– Вы знаете, я, тогда 18-летняя студентка четвёртого курса педагогического училища, обрела ту работу, в которую «врастаешь» душой. Детям хотелось внимания и ласки, и я старалась уделять силы и время каждому. Зимой, по выходным, мы с таким удовольствием катались на лыжах с детьми! А после, разгорячённые, взбодрившиеся с холода, всей компанией приходили ко мне домой и пили чай из самовара.

– Помимо спорта, чем ещё дети занимались в школе?

– У нас были кролиководческая ферма и сад, на пришкольном участке выращивали овощи. Желающие могли петь в хоре, а также посещать различные кружки.

– Был ли в вашей педагогической практике случай, когда вы не знали, как поступить?

– При Б. Непряхинской школе велась атеистическая пропаганда. Учителя были вынуждены ходить по домам и говорить, что нельзя детей отправлять в школу в крестиках и водить их в церковь. Как говорить то, что противоречит твоим убеждениям? Врать детям я не собиралась. Говорила: «Спрячь крестик под одежду, чтобы не видели». И вот однажды пришлось мне идти в семью священника. Директор школы А.М. Беляев дал мне такое задание. Отец Геннадий увидел меня и с порога сказал: «Передай Беляеву: не он на детей крестики надевал, не ему их и снимать!»

– Обычно думают, что школа в глубинке тихая, событий мало.

– Напротив, Б. Непряхинская школа жила насыщенной жизнью. Ученики ездили на экскурсии в Ульяновск и в Волгоград, ходили в туристические походы, помогали колхозу им Б.П. Абрамова, занимались прополкой свёклы, трудились на сенокосе.

– Какая участь ждала школу в 2000-е годы?

– Она разделила судьбу многих сельских школ. В 1993 году в д. Б. Терсень была построена новая средняя школа, а старая в 1994 году стала начальной школой-садом, а позже – детским садом «Малыш». В 2011 – 2012 годах школу закрыли.

Дела почтовые, или Тулуп на снегу

Во второй половине XX века почта была практически в каждой деревне. О повседневной жизни непряхинских почтальонов рассказывает бывшая заведующая почтовым отделением Г.Ю. Рябкова.

– Галина Ювенальевна, как вы оказались на почте?

– Окончила 8 классов и поступила работать на почту. Трудилась в разных населённых пунктах. В 1968 году в Б. Непряхино было открыто почтовое отделение, и меня направили сюда работать. Почта располагалась в здании бывшего роддома. Условия работы были непростые: здание стояло в низине. В зимний период его буквально выпирало, даже двери не открывались, весной здание оседало. А стены промерзали, серебрились от мороза, потом с них текла вода. В таких условиях я работала около 20 лет. Мой общий стаж работы на почте – 40 лет.

– Расскажите о тех, кто трудился под вашим началом?

– С особенной теплотой я вспоминаю о почтальонах Фёдоре Сафоновиче Иванове и Анфисе Евфимовне Коробейниковой. Дай Бог им Царствия небесного! А.Е. Коробейникова обслуживала д. Ляпино, М. Орлиху и Б. Непряхино. Таких почтальонов поискать!

Фёдор Сафонович ушёл с работы по состоянию здоровья, Анфиса Евфимовна работала до самой смерти. В 2012 году я уехала из Б. Непряхино, а в 2022 году почтовое отделение и вовсе закрыли.

– Вам нравилась ваша работа?

– Мне было интересно всё. Разносила пачки поздравительных открыток, газет. «За коммунизм» – так раньше называлась районная газета – выписывали в каждом доме. Журналы «Крестьянка», «Работница», «Здоровье», «Крокодил», «Юный техник», газета «Пионерская правда» пользовались большой популярностью.

К тому же, в Б. Непряхино очень сплочённый и доброжелательный народ. Мне нравилось работать с людьми, я со всеми находила общий язык. Когда молодые ребята уходили в армию и от них подолгу не было писем, бывало, матери и сёстры приходили на почту облегчить душу. Одной посоветуешь что-нибудь, с другой просто по-человечески поговоришь.

– Вспомните самый забавный случай из почтовых будней.

– Был такой. Только не со мной. Анфиса Евфимовна повезла почту на лошади из Б. Тересеня. Дело было зимой, чтобы не замёрзнуть, завернулась в большой овчинный тулуп. В д. Ляпино нужно было разнести по домам целый воз посылок. Лошадка была смирная, привычная, и женщина прикрыла её овчинным тулупом, а сама пошла разносить почту. Лошади, видимо, надоело ждать почтальонку, она скинула увесистый тулуп на снег и ушла в

Б. Непряхино. Три с лишним километра тащила на себе худенькая Анфиса Евфимовна тяжёлый овчинный тулуп, а беглянка, как ни в чём не бывало, встретила её у непряхинской почты. Этот случай запомнился ей на всю жизнь.

Что ещё вспоминается? Ходила я по деревням и просила почтовые ящики вывешивать за калитку, чтобы во двор не заходить. А у Фёдора Сафоновича была привычка: к каждому дому подойдёт, палочкой постучит и кричит: «Газета! Газета!»

Сколько лет назад работала, – а до сих пор снятся люди из Б. Непряхино.

– Назовите людей, на которых держалась деревня.

– Думаю, народ был здесь особенный благодаря церкви. Отец Геннадий был мудрым и обходительным человеком. Матушка Елена удачно дополняла его. Ещё рядом был медпункт, в котором работал фельдшер В.В. Чистяков. В любое время дня и ночи, в любую погоду Владимир Васильевич приходил на помощь больным. Он мог поставить правильный диагноз, не нужно было ездить в Урень к врачам. Этого человека я с уверенностью могу назвать доктором от Бога.

* * *

Покидая Б. Непряхино, я думала о том, что самое лучшее время в жизни этого населённого пункта уже позади. Но у непряхинцев есть действующий храм, батюшка и возможность молиться о Родине, о ребятах, ставших на её защиту, а также надежда, что Господь нашу страну не оставит.

Прошлое не вернёшь. Однако оно всегда с нами, в нашей памяти и сердце. И если человек относится к своей земле, как к родному дому, и украшает её своим трудом, то земля в долгу не останется – веками хранит она память о славных своих сыновьях и дочерях.

Наталья СМИРНОВА.

Фото автора.

В процессе работы над статьёй использованы фото

и документальные материалы из личного архива специалиста

Ворошиловского территориального сектора В.В. Рябковой,

И.Г. Заботина, «Энциклопедии Урень-края» В.М. Киселёва

Отец Иоанн с семьёй
Юная прихожанка храма
В.И. Романов (слева), И.Г. Слепышев (справа), В.М. Смирнова и З.Г. Вершинина с детьми
Прополка грядок в колхозе им. Б.П. Абрамова
Жительницы д. Б. Непряхино – Л.В. Матвеева и В.В. Рябкова
А.Е. Коробейникова
Г.Ю. Рябкова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

359