Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

20.01.2023 13:42 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Улыбнитесь, снимаю!

Е.К. Мартовский: «На этом месте в 1960-е годы стояло здание фотоателье»

Профессия политическая

– Всё началось в 1974 году, когда на моё шестнадцатилетие по совету моего учителя физики отец подарил мне фотоаппарат, – рассказывает Е.К. Мартовский. – Представляете, что я чувствовал, когда у меня в руках оказалось по тем временам настоящее сокровище, о котором мечтали все мои друзья. Естественно, что я увлёкся фотографией. Ради этого были прочитаны и проштудированы десятки учебников и книг. За два года я не только полностью освоил весь процесс в теории и на практике, но и приобрёл популярность. В 1977 году во время летних каникул меня попросили заменить на время отпуска фотографа-лаборанта Лидию Кочугову. Так я попал работать в Уренское фотоателье, откуда меня отпускать уже не захотели. Но поскольку меня призвали в армию, отпустить всё-таки пришлось. Два года служил в Забайкалье. Но и там моим «оружием» был фотоаппарат. Занимался авиафоторазведкой, заведовал фотолабораторией военного гарнизона, вёл фотокружок в школе, начал изучать цветную фотографию. Ни раньше, ни потом у меня не было таких оптимальных условий для работы, как в армии. Фотоаппаратура, плёнка, реактивы – всё было в полном достатке и высшего качества. Снимать приходилось с самолёта ИЛ-26.

По возвращении в Урень наше фотоателье показалось мне прошлым веком. Иван Александрович, в основном, снимал в павильоне на стационарный фотоаппарат ПФ, делая фотографии без вспышки, чтобы они не теряли объёмности, а лица не портили тени. Фотографии делались на пластинах – один к одному с негативом. Если фото 9 на 12, то и рамка такого же размера. А я поначалу чаще всего выступал в роли выездного фотографа, для работы которого был предназначен фотоаппарат «Зенит». Надо сказать, что Иван Александрович очень ценил трофейные фотоаппараты, которые после войны можно было на что-либо выменять. Вот он и выменивал, в основном, на водку.

Качество снимков у немецких фотоаппаратов было на порядок выше во многом благодаря ширине плёнки в 60 мм. У наших фотоаппаратов плёнка была уже практически вдвое. К тому же купить её можно было только в Москве. С химреактивами тоже было напряжённо. Их приходилось доставать через знакомых в химических лабораториях Горького, как правило, выменивая на грибы, ягоды и другие домашние деликатесы. Переломным моментом стал чемпионат мира по хоккею 1985 года, во время которого в Россию пришли качественные химреактивы и фотоматериалы фирмы «АКФА», давшие мощный толчок развитию цветного фотоискусства, в том числе и в нашем городе.

Иван Александрович был человеком увлечённым, обладал удивительным чувством юмора, легко сходился с людьми, ни от каких заказов не отказывался и с удовольствием рассказывал десятки курьёзных историй из своей практики. Вместе с ним в фотоателье работала ретушёром его жена. Сидя у окошечка, Мария Афанасьевна с помощью лампы, канифоли и карандаша ретушировала проявленные негативы, убирая видимые изъяны. А Лида Кочугова, будучи лаборантом, занималась проявлением снимков, их закреплением, фотопечатью и сушкой.

В 70 – 80-е годы люди любили фотографироваться. По выходным дням даже очереди выстраивались. Очень популярно было фотографироваться на открытку, спросом пользовались семейные фотографии и свадебные, ни одни похороны не обходились без участия выездного фотографа. И всё-таки первоочередной задачей фотоателье были снимки на документы: паспорта, партийные и комсомольские билеты, различные удостоверения. Тогда внимание к фотографиям на документы было очень пристальное. Помню показательную историю. Пригласил меня как-то военком, попросил здание военкомата сфотографировать. Сделал я фотографии, он на них посмотрел и говорит: «Евгений Константинович, судя по вашим фотографиям здание военкомата у нас нормальное. А на самом деле? Посмотрите, оно у нас того гляди завалится. Документы собираю на строительство нового здания. Как ты думаешь, если я эти фотографии приложу, моё заявление одобрят?».

«Что ж вы мне раньше не сказали, для какой цели фотографии нужны! Сделаем, в лучшем виде», – сказал я.

Притащил я слегу, подпёр ей покосившуюся стену. Фотографию делал в сумерки. Когда военком снимки увидел, аж испугался: «Ну, Женя, в таком здании работать нельзя. Нас, пожалуй, отсюда скоро выселят». Действительно, не прошло и двух месяцев – выселили. А через два года военкомат въехал в новое здание, в котором располагается до сих пор…

Особую ценность представляли из себя фотографии с партийных и комсомольских мероприятий. Если в Урень приезжала какая-то знаменитость, будь то представитель власти или какой-то популярный актёр, фотографа приглашали в первую очередь. Кого только ни приходилось фотографировать! Больше всех запомнилось, как Моргунов и Вицин приезжали на встречу с горевскими колхозниками. Столько юмора и позитива я никогда больше не видел.

Хоть мы и работали всю жизнь на сдельной зарплате, обеспечивая себя самостоятельно, влияние партийной власти было огромное. Когда меня пригласили работать фотокором в столичную газету «Красная звезда», то меня просто-напросто из Уреня не отпустили.

Увы, работа фотографа оказалась не только интересной, но и опасной. В 40 лет у меня началось отслоение сетчатки глаза, и мне пришлось уйти из профессии. Сейчас, если и снимаю, то совсем немного, в основном, – пейзажи. Обожаю реку Усту, лес, рыбалку, охоту. Фотоателье занимается моя жена, о прибыли говорить не приходится, так как сейчас в фотографию обращаются редко – в основном, все снимают сами на сотовые телефоны. К нам разве что на документы приходят фотографироваться. Семейные фотоальбомы уходят в прошлое, а снимки из электронных носителей со временем теряются. Вот и получается, что из огромного количества фотографий, которыми мы чуть ли не ежедневно заполняем свой телефон, лет через 20 вряд ли что останется. То ли дело – семейный альбом.

Каждая фотография несёт в себе столько информации! А если она ещё и удачная, то целую волну позитива. С огромным интересом отслеживаю рост фотомастерства дочери. Татьяна по профессии юрист, но в свободное от основной работы время любит фотографировать. Её фотоработы неоднократно были представлены на нижегородских выставках, причём весьма успешно.

Записала

Татьяна Журавлёва.

Фото автора и из архива краеведа А.Н. Цветкова

Снимки, сделанные в Уренском фотоателье

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

36