Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

13.01.2023 11:42 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Улыбнитесь, снимаю!

И.А. Соловьёв за работой в фотомастерской

Знаете ли вы, что примерно сто лет тому назад, в двадцатые годы прошлого века, в Урене появился первый заезжий фотограф? Его фамилия была Чекмарёв, а вот имени-отчества никто уже и не помнит. В те времена уренцы воспринимали фотографа, как чародея. Расположился этот чародей на бойком месте на центральной площади села, в двух шагах от большого базара. Поначалу снимал только в воскресные дни, когда на базаре собиралась масса народа. Интерес к нему был необычайный, но фотографироваться решались лишь единицы. Кто греха боялся, кому-то такое удовольствие было не по карману. Однако с появлением этого фотографа началась фотолетопись Уреня. Ценнейшие снимки начала прошлого века до сих пор хранятся в семейных альбомах. В музейно-выставочном комплексе имени Мамонтова к ним относятся как к величайшей исторической ценности, открывающей дверь в прошлое.

1938 г. Семья Войновых

1941 г. Клавдия Кузьминична Войнова с дочерьми Текусой и Тоней

Добро пожаловать в фотоателье!

Первая стационарная фотография в Урене появилась в тридцатые годы. Работу фотографа, которая в то время требовала виртуозного мастерства, глубокого знания химических и физических процессов, осложняло отсутствие фотоматериалов и химреактивов. Именно это стало причиной недолгого существования первой уренской фотографии.

Однако перед Великой Оте-чественной войной, в марте 1941 года, в Урене вновь начала работать фотомастерская. Газета «Колхозная искра» за 23 марта 1941 года сообщала об её открытии. «Фотография изготовляет цветные портреты с натуры, с копий. Производит снимки разных размеров, групповые, для паспорта. По желанию клиентов снимки могут быть раскрашены анилиновыми красками. В выходные дни фотография работает на площади. Обращаться по адресу: улица Занечайка, д. 29, к фотографу И.И. Варенцову» – гласило объявление (примеч. автора: цветные портреты по факту были чёрно-белыми, а затем вручную раскрашивались красками).

Как выглядело здание этой фотографии, можно судить по сохранившемуся фото и его описанию. Построено фотоателье было недалеко от центральной площади. Сейчас на этом месте – автостоянка, расположенная у двухэтажного здания бывшей типографии. Видимо, по соображениям архитектуры фасад здания был направлен в сторону центра, и окна располагались на солнечной стороне. Учитывая, что электричества в то время в Урене ещё не было, это не только давало некоторые преимущества, но и осложняло работу в первой половине дня, когда солнце светило особенно ярко. Большой проблемой были химреактивы, которые нужно было всё время где-то доставать.

Первооткрывателями фотографического дела в Урене наряду с Чекмарёвым и И.И. Варенцовым были также М.П. Кузнецов и Н.Н. Халтурин, оставившие о себе удивительную память – сотни работ, которые практически никогда не подписывались. Поэтому сейчас сложно судить, кому именно принадлежали снимки, сделанные в Урене в годы войны и в первые послевоенные годы.

Фотограф с душой художника

В августе 1954 года в фото-ателье села Урень пришёл работать Иван Александрович Соловьёв – фронтовик, за плечами которого было пять лет тяжёлой болезни. 25 лет он был ведущим фотографом Уренского района. Иван Александрович был учеником Н.Н. Халтурина, довелось ему общаться и с Чекмарёвым, восемь месяцев они работали вместе с именитым фотографом, который к тому времени был уже в пенсионном возрасте. Сохранились воспоминания И.А. Соловьёва, в которых он рассказывал об особенностях труда фотографа. Вот некоторые выдержки оттуда:

«По соседству с фотографией был цех пошива одежды. В нём был установлен электродвижок на 40 КВт, и я договорился с электриками за водку провести мне электропроводку на одну лампочку на 40 Вт. Это было необходимостью, поскольку начали появляться фотоувеличители, работающие с применением электросвета. Но основная работа по фотопечати по-прежнему делалась с использованием дневного света. Поднимали и опускали шторку с учётом количества секунд в контактном станке. По сути, «каменный век», работа адская. Многие годы её делала Ксения Васильевна Гусева. Я же вёл съёмку в павильоне. Работа тоже не завидная. Особенно тяжело давались фотографии детей. Шаловливых нужно было приструнить, чтобы они замерли. А деревенских – успокоить, поскольку ребятишки боялись дяди и ревели, размазывая по щекам слёзы. Уже потом, когда появилась импульсная лампа-вспышка, можно было не бояться смазанных снимков, а тогда нужно было обладать ловкостью циркача, чтобы за доли секунды суметь открыть и закрыть объектив камеры, не шелохнув её. При этом ещё и следить, чтобы сидящий перед фотоаппаратом выглядел соответствующе – без глупых ухмылок и нелепых выражений лица.

Снабжение, как всегда, было плохое. Не было необходимых химикатов, а проявление и закрепление фотографий требовало строгого соблюдения рецепта. Даже если одного компонента не хватало, сделать что-либо было невозможно. Отсюда и качество фотографий, оставлявшее желать лучшего. Фотографу приходилось ловчить и крутиться, доставая необходимые реактивы. А начальство требовало план выполнять, на фотомастерскую смотрели, как на дойную корову. Зарплату мы получали от сдельной работы весьма незавидную. Что делать, я был инвалидом и физические данные не позволяли мне менять профессию. Вместе со мной работала и моя жена Мария Афанасьевна. Она была ретушёром».

И всё же Иван Александрович очень любил свою профессию и преданно служил ей многие годы. Без сомнения, он был очень талантливым фотографом – трижды занимал первые места на областных фотовыставках. Он оставил после себя не только десятки тысяч снимков, из которых складывалась фотолетопись большинства семей Уренского района, но и многочисленных учеников. В числе самых талантливых – Владимир Васильевич Сидоров и Евгений Константинович Мартовский, который продолжил дело своего учителя на уренской земле.

Татьяна Журавлёва.

Н.Н. Халтурин
1954 г. Текуса Войнова
Здание фотоателье в 50-е – 60-е годы прошлого века

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

121