Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

06.05.2022 12:44 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33(13547) от 06.05.2022 г.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»

Действительно, эти строки из песни любимого нами кинофильма «Офицеры» очень правдивы. В каждой российской семье есть свой герой Великой Отечественной войны. Кто-то мужественно сражался на фронте, кто-то отчаянно уничтожал нацистов на оккупированной территории, находясь в партизанском отряде, кто-то героически трудился в тылу и ковал там будущую победу. Были громкие подвиги и герои, о которых узнала вся страна. Но были и скромные герои, о которых мало кто знает, но это нисколько не умаляет их роли в Великой Победе советского народа над фашистскими захватчиками.

В.К. и А.М. Генних, 1932 г.

Вот о таких скромных героях и хочется сегодня рассказать. Александра Михайловна Генних родилась в Урене в многодетной семье Михаила Осиповича и Павлы Михайловны Минервиных приблизительно в 1885 году. С первым мужем она прожила недолго, он умер молодым. Второй муж Александры Михайловны был из обрусевших немцев, звали его Вильгельм Карлович Генних. Умер он ещё до начала Великой Отечественной войны, и Александра Михайловна овдовела во второй раз. По воспоминаниям родственников замуж она больше не выходила.

Во время Великой Отечественной войны Александра Михайловна жила на Украине, в Одесской области, в деревне Андреево-Иваново. Она рассказывала, в каком постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих близких, друзей, соседей находились её односельчане в период оккупации. И хотя постоянных фашистских частей в деревне не было, немцы бывали там только «проездом», люди боялись выходить на улицу.

Однажды мимо их деревни немцы под вооружённой охраной вели колонну евреев, в которой были женщины, старики и дети. Куда немцы гнали евреев? Может, на расстрел, а может, в гетто? Никто об этом так никогда и не узнал, хотя жители деревни пытались это выяснить.

Когда колонна евреев проходила по деревне, Александра Михайловна стояла у колодца, куда пришла за водой. Оставив наполненное ведро на срубе колодца, она с горечью смотрела на измученных пленников. И вдруг увидела, как одна женщина вытолкнула в её сторону мальчика лет пяти. Он молнией метнулся к Александре Михайловне и спрятался ей под юбку. А юбка на ней была длинная, до пят. От страха за себя и малыша она застыла, а ноги словно приросли к земле. Прижав руки к бешено колотившемуся сердцу, Александра Михайловна ни жива ни мертва долго стояла у колодца, пока фашисты и колонна пленных евреев не скрылись за околицей деревни. Это было счастье, что немцы не заметили побега мальчика, иначе они не оставили бы в живых ни его, ни Александру Михайловну.

С тех пор Изя Эрлик, так звали мальчика, стал жить у Александры Михайловны, но она назвала его Васей. Своих детей у неё не было, хотя она очень их хотела, и этот мальчик стал для неё даром Божьим. Александра Михайловна вырастила и воспитала Изю-Васю как родного сына.

Изя вырос, уехал в город, женился. Александра Михайловна осталась жить в деревне в своём доме. Некоторое время спустя приёмный сын уговорил её переехать к нему. Но жизнь в городе тяготила Александру Михайловну, она вернулась обратно в деревню, где и прожила всю оставшуюся жизнь. Умерла Александра Михайловна осенью 1973 года в возрасте 86 лет.

Дмитрий Михайлович Минервин, родной брат Александры Михайловны, был на 9 лет младше сестры. Родился он тоже в Урене, окончил гимназию. В 1929 году поступил в Минское музыкальное училище по классу оркестровых инструментов. После его окончания вернулся в Урень, работал на железной дороге, затем несколько лет служил в рядах Красной армии. Когда началась Великая Отечественная война, Дмитрия Михайловича одним из первых в Урене мобилизовали на фронт. Он доблестно прошёл всю войну, два раза был ранен, награждён орденами и медалями, победу встретил под Кёнигсбергом.

В мае 1945 года Дмитрий Михайлович, как и все, радовался окончанию войны, с нетерпением ждал демобилизацию, чтобы вернуться в родной Урень. Но однажды весь личный состав части, где он служил, отвезли на вокзал, погрузили в эшелон и отправили на Дальний Восток, где шла война с Японией. К счастью, по прибытию их воинской части на новое место дислокации война уже практически закончилась.

По рассказам родных, соседей, Дмитрий Михайлович был мастером на все руки. Мог починить любой механизм, от часов до велосипеда, музыкальный инструмент, построить дом и многое другое. В семье внучатого племянника Дмитрия Михайловича до сих пор бережно хранятся его письма с фронта домой, в родной Урень.

Вместе с женой Лукерьей Никандровной Дмитрий Михайлович вырастили троих детей – сына Михаила, дочерей Антонину и Ольгу.

Давно уже нет на этом свете ни Александры Михайловны, ни Дмитрия Михайловича, но потомки их помнят и гордятся своими скромными героями.

По этому поводу вспомнились строки из стихотворения Сергея Евгеньева, которые были высечены на памятнике в Варшаве в память о Волынских событиях 1943 года, когда бандеровцами были вырезаны около 80 тысяч поляков: «Если я забуду это, пусть небо забудет меня…» Мы никогда не забудем ни своих героев, ни одного дня Великой Отечественной войны.

А вот поляки в свете последних событий, к сожалению, об этом забыли.

Татьяна Прусакова.

Фото из семейного архива М.Н. Орловской

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

43