Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

06.05.2022 12:39 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33(13547) от 06.05.2022 г.

«А ведь как хорошо жить на свете!»

Е.И. Шубина с портретом брата М.И. Соколова

«Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, –

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был»

А. Ахматова

На пороге просторного светлого дома меня встречает пожилая женщина. Пытливый и добрый взгляд, в котором печаль соединяется с мудростью, память о выпавших невзгодах примиряется с радостью жизни в огромном непростом мире… Такой запомнилась мне жительница Уреня Евдокия Ивановна Шубина, ветеран Великой Отечественной войны, труженица тыла.

Неторопливо рассказывает она про свою жизнь. Родилась в деревне Кондобаево в большой семье. Из семерых детей выжили всего трое, четверых унесли корь и оспа. Отец Е.И. Шубиной умер в феврале 1941 года, а несколько месяцев спустя началась война. Дети остались сиротами.

Девятилетняя девочка, учась в школе, работала в колхозе наравне со старшими. Приходилось полоть лён и свёклу, жать хлеб серпом. Вот как рассказывает Евдокия Ивановна об уборке хлеба: «На двух лошадях скот подвозили в овин, сушили хлеб, затем молотили его. Взрослые закладывали снопы в молотилку, а мы снопики выкидывали, подтаскивали их к столу, на стол клали, резали, потом следующие…» Так в трудах и хлопотах пролетел первый год войны. Вернуться за школьную парту девочке не довелось: стране были нужны рабочие руки…

На второй год войны мама четверых детей работала в полеводческой бригаде. Она растила капусту и табак для фронта. Варёную или сырую картошку чистили и резали на лапшу, сушили, отдавали в полевые кухни. Каждое хозяйство обязано было отдать на нужды страны 40 кг мяса, 5 кг топлёного масла, 50 штук яиц. Отдавали также шерсть. «Нисколько не жалко! Жалко бедных солдат, что много погибло. Много погибло люду», – сетует труженица.

Зимой нашлись другие заботы: «Раньше пилила чурочку из берёзовых плашек. Я хорошо, легко пилила, работала вместе со взрослыми. Им лет по 25, наверно, было, а мне 10 или 11. А ту чурочку кололи, сушили. Когда появились машины, в бункерах сушили и заправляли этой чурочкой машины».

Колхоз давал и работу, и пропитание: «Хоть сколько-нибудь ржи дадут – на жерновах её подерём. А у кого хлеба не было – картошечку потрут, испекут. Кроме того, готовили крахмальные блины, лапшу делали да кашу варили. Тебеки (тыквы – авт.) сажали. Тебеки, знаете, какие большие были?! Мама тебешник сварит, в крахмал положит. Молоко было – гуленников наделает, а гуленники были – картошку истолчёт, парным молочком зальёт, яичко толкнёт в плошечку и поставит в печку».

У Е.И. Шубиной было два брата. Старший брат, Михаил Иванович Соколов, закончил 7 классов в с. Семёново. К тому времени юноше исполнилось 18 лет, и его забрали в армию. Три месяца он учился в г. Горьком на курсах командиров, и мама ездила его навещать. «В мешочек сухарей насушит и – за спину. Сядет на электричку, съездит. На третий раз уехала и пропала, две недели её не было. Думали, она уже не жива у нас… А ей не на чем было справиться, так она выпросилась у машиниста тепловоза и приехала тогда»

Строки последнего письма брата Евдокия Ивановна запомнила навсегда: «Мама, я жив буду и тебя никогда-никогда не забуду. А если жив не буду, то все твои труды пропадут за твоим родным сыном». М.И. Соколов погиб в октябре 1943 года. Его фотография в аккуратной деревянной рамочке висит на стене. Слева от неё улыбается с цветной фотографии годовалый малыш – правнук Е.И. Шубиной…

Самые страшные воспоминания были связаны с бомбёжками. Евдокия Ивановна вышла замуж за Никиту Яковлевича и переехала в соседнюю деревню Емельяново. Однажды нагрянула беда: самолёт сбросил четыре бомбы на дома мирных жителей. В тот день погибли четыре односельчанина молодой пары. «У нас был дом большой, высокий, крыша полетела. Через дорогу труба упала, никогда не забуду, как грохнулась. А бомбили – было слыхать за 8 км. Страх!» – вспоминает Е.И. Шубина. Да, война собирала свою страшную жатву, ни щадя никого… На Украине от рук бандеровцев погиб двоюродный брат Евдокии Ивановны Александр Васильевич.

Судьбоносная дата – 9 мая – вместе с чудовищной разрухой принесла нашей многострадальной Родине надежду на возрождение. Обескровленная страна поднималась после страшной войны, унесшей миллионы жизней. Налаживалось хозяйство, у Шубиных родились четверо детей: Владимир, Александра, Вячеслав и Юрий. Все они были при деле, помогали управляться со скотиной: «гусей мы держали, так ребятишки гусей кормили. То уроки делали, то верёвочку крутили, все трудились ребята у меня».

Евдокия Ивановна так описывает свой быт после войны: «Ходили в лапоточках. На работу обуешься, пойдёшь жать там, косить – всё в лапоточках. А зимой были шерстяные онучи, из овечьей шерсти ткали, чтобы тепло было, в лапоточки надевали, а летом были портяные онучи из льна».

Семья у Шубиных была дружная: «Одиннадцать лет жила со свекровью и свёкором. Деньги появятся у нас – отдавали старикам все денежки. Старик покойный квашонки делал, шайки. Продаст их на базаре – гостинцев ребятишкам привезёт. Старший говорит: «Дедушка полную котомку пряников привёз!» А потом свёкор умер, а свекровь ещё 7 лет жила с нами. Помогала водиться с детьми».

После войны Евдокия Ивановна продолжила работать в колхозе, затем на ферме. Когда нужно было доить руками 25 коров, ей помогала после школы подрастающая Александра. После окончания 4-х классов девочка продолжила учёбу в Уренской школе № 1. Она хорошо ездила на тракторе, и председатель колхоза дал ей направление в сельскохозяйственный институт. Девушка проучилась там недолго, уехала в Нарьян-Мар, поступила на заочное отделение педагогического института. Окончив вуз, поступила в аспирантуру. Спустя много лет судьба вновь привела её на малую родину, уже с мужем и детьми. Сейчас Александре Никитичне 66 лет, она создала успешный бизнес в Нижнем Новгороде.

Владимир, Вячеслав и Юрий окончили техникумы, отслужили в армии и состоялись в своём деле.

Когда закрыли ферму и перестали сеять лён, люди разъехались из деревни. Сыновья перевезли дом Евдокии Ивановны в Урень.

Пожилая женщина живёт в просторном и светлом доме рядом с Юрием Никитичем. Неутомимая женщина сама управляется с рутинными бытовыми делами. Только просит вскопать грядки весной. Конечно, дети регулярно навещают её, возвращая ту заботу и любовь, которые подарила семье Евдокия Ивановна. «Богатая!» – улыбается Евдокия Ивановна, и её лицо светлеет. Счастье видеть внуков – это лучшая награда за перенесённые испытания и невзгоды. Удивительно, что ни годы, ни подорванное тяжёлым физическим трудом здоровье не мешают ей радоваться каждому дню.

Есть у неё и заветная мечта: только бы не было войны. Только бы новые поколения не изведали того, что выпало ей на долю…

«А ведь как хорошо жить на свете-то!» – говорит Евдокия Ивановна. Невозможно представить, в каких условиях жили военные и послевоенные поколения ради того, чтобы построить то, что мы имеем. Хоть наша жизнь и далека от совершенства, стоит помнить, что наши дедушки и бабушки отдали за неё то, что не вернётся никогда, – здоровье и силы.

Наталья Смирнова

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

41