Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

25.01.2022 10:29 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5(13519) от 25.01.2022 г.

Нечаянная радость

В.И. Горохова

В праздник Рождества Христова Вера Иосифовна Горохова переехала из старого аварийного барака в Атазике в благоустроенную двухкомнатную квартиру в посёлке Арья. Не просила, не хлопотала, не ждала, а накануне нового, 2022 года позвонила ей начальник Арьёвского территориального отдела Н.Д. Чистякова и сказала: «Уважаемая Вера Иосифовна, для вас по программе ветхого фонда приобретена квартира. Можете переезжать!»

В новую квартиру

И 87-летняя бабушка переехала. Не сама, конечно. Младшая дочь Татьяна из Нижнего Новгорода помогла. Квартира не в новостройках, но после капитального ремонта, так что делать ничего не пришлось, разве что шторы повесить да мебель расставить.

Вера Иосифовна до сих пор не может понять, за что ей такое счастье на старости лет? Как выяснилось, восьмиквартирный барак, в который они с мужем заселились в 1952 году, был признан аварийным и подлежит расселению.

С хозяйством сама управлялась

Можете себе представить, как жила в нём Вера Иосифовна? Летом ещё ничего, а зимой – дров принеси, печки натопи. Впрочем, бабушка с печками ещё сама справлялась. А вот весной во время наводнения, когда Атазик оказывался отрезанным от «большой земли», гораздо тяжелее было. Магазин не работал, продуктами жители Атазика запасались заранее. Вере Иоосифовне их привозили дочь с зятем. А однажды не успели. Пока из Нижнего Новгорода до Арьи на машине ехали, вода поднялась, и пришлось им домой возвращаться. Благо есть неравнодушные люди, такие как фельдшер Татьяна Геннадьевна Морозова и работница почтамта Раиса Фёдоровна Нехорошева, которые во всём помогали. Раиса Фёдоровна продукты вместе с пенсией на лодке привезла. Так что голодать Вере Иосифовне не пришлось.

В первый класс – в 1941 году

Впрочем, что такое настоящий голод эта женщина знает не понаслышке. Когда война началась, ей семь лет было. Семья жила в деревне Б. Малиновке Красногорского сельсовета. Отец, Иосиф Кондратьевич, был парализованным, мама, Мария Пимановна, работала в колхозе. Детей у них было семеро. Вера – младшая. В 1941 году она пошла в первый класс. Вместе с другими учениками после уроков Вера ходила в поле собирать колоски. Не для себя, для колхоза. После уборки гороха дети отыскивали на земле просыпанные горошины. Этот горох приносили в школу. Его варили и давали детям. Ели горох без хлеба, стараясь жевать как можно дольше.

С ребятишками тогда особо не нянчились, на них смотрели как на помощников. И они помогали. Летом картошку и лён пололи, в Великий пост по насту золу и куриный помёт рассеивали, чтобы поля удобрить.

Судьбы решала война

Старшие Верины сёстры работали наравне со взрослыми – Маша на ферме скотницей, Татьяна – на сплаве. Весной по реке Усте пятнадцатилетняя Таня лес сплавляла. Когда из брёвен заторы образовывались, она их багром расталкивала. Как-то раз не удержалась на скользких брёвнах и ушла под воду. Как только её этими брёвнами не зашибло?! Из ледяной воды едва живую вытащили. Откачали, самогонкой растёрли, а потом – снова на сплав.

Военные судьбы братьев были ещё тяжелее. Старший – Галактион – был лётчиком, попал в плен, в конце войны ему удалось бежать, но на свою малую родину он так и не вернулся. Сначала отправили на Урал, потом жил в Ростове. Второй брат – Акиндин – служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией, был ранен в руку, вернулся без пальцев. Но без дела не сидел, в леспромхозе работал, женился, пятерых детей они с женой вырастили. Третий – Сергей – был демобилизован после контузии, мать его вылечила. У Сергея тоже детей пятеро. Младшего – Фотея – подростком в войну в ФЗО отправили, а он сбежал. После этого стал работать в Урене на литейном заводе, который в здании церкви располагался.

Какие были люди!

– Со страхом войну вспоминаете? – спрашиваю я Веру Иосифовну.

– Нет, с благодарностью, – отвечает моя собеседница. А затем поясняет:

– Так ладно и дружно, как в войну, никогда больше не жили. Хоть и несладко ели, но всё делили поровну… А как работали! Гречку, просо, овёс, рожь выращивали. Мне одиннадцать лет было, когда мне молотилка всю руку переломала. Отняли бы мне руку по плечо, если бы не хирург Зоя Семёновна Апполова. Она собрала мне её по косточкам и сама перевязки делала. Полгода меня выхаживала, а когда в декрет ушла, на дому лечила. Это же какое сердце надо было иметь, чтобы взвалить на себя такую ответственность! И какое мастерство! Она ведь мои раздробленные косточки на ощупь без рентгена собрала. Рука-то у меня до сих пор рабочая.

Справка

Зоя Семёновна Апполова (1922 – 1994 гг.) – заслуженный врач РСФСР (1966 год). Родилась в Варнавинском районе, с 1931 года жила в Урене. После окончания Горьковского мединститута, с 1946 по 1953 год, работала хирургом в Уренской районной больнице, затем переехала в Павлово.

Без работы не жила

– Думаю, вам теперь и отдохнуть можно, квартира-то со всеми удобствами, – говорю я Вере Иосифовне.

– Вот этого я и боюсь. Без работы я никогда не живала. Троих детей мы с мужем вырастили, хозяйство большое держали, всем помогали. Мужа уже двадцать лет нет, а я живу. Дочка меня к себе в город забрать хотела, да разве я куда поеду от родных могил! В городской-то квартире что делать? Сидеть сложа руки на всём готовом? Грешно это. Да и какая это жизнь, если делать нечего! Я цветы люблю, у меня в Атазике все окна в цветах были. Нелегко мне на новом месте, душа домой рвётся. Вот зиму переживу, а на лето – в Атазик, – рассказывает она.

Что тут скажешь?! Есть в словах этой женщины истина, о которой мы начали забывать. Душевное спокойствие важнее комфорта, а верный путь к долголетию – ежедневный труд.

Татьяна Журавлёва.

Фото автора и из открытых интернет-источников

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18