Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (всуе)
Третья христианская заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (всуе), ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (всуе)».
Слово пастыря
Протоиерей Валерий, настоятель храма Трёх Святителей:
«Не произноси имя Господа Бога твоего всуе» – гласит третья христианская заповедь. Всуе, то есть в суете, второпях, наспех, без страха Божьего и благоговения.
Господь – Отец наш Небесный, в нём все начала и все концы, земная твердь и небесная, люди, птицы, звери. Крохотная былинка и вековой дуб подчиняются закону Божьему. И человек, которого Бог сотворил по образу своему и подобию, должен относиться с почтением и страхом к Творцу своему Небесному. Меня часто спрашивают: «Зачем бояться Бога?» Страх – это чувство ответственности. Не Бога нужно бояться, а того, чтобы долготерпеливый и многомилостивый Господь, которого мы попираем своими грехами, нас не оставил в жизни земной и небесной. Нужно учиться вести разговор с Богом, обращаясь к нему с молитвой, вверяя ему наше сердце и помыслы. Господь дал нам великий дар таинства исповеди и причастия, как возможность очистить душу и принять в себя Тело и Кровь Христову. Только не все этими дарами пользуются, а вот имя Господа произносят, порой даже не ассоциируя с Отцом нашим Небесным: тарелка упала, мы говорим: «О Господи!» Ребёнок набедокурил –
«О Господи! Что за балбес!», муж напился – «О Господи, опять на бровях пришёл?» Вроде, как междометие такое, для выражения эмоций.
Казалось бы, ничего страшного. Ан нет! Всё это происки лукавого, который сводит на нет благоговение и страх перед Богом. Ещё страшнее хула против Господа, мат с использованием его имени, осквернение святынь. Казалось бы, прошли времена атеизма, теперь не рушат храмы, не жгут иконы… Но загляните в храм собственной души и поймёте: Господь ли там на престоле?
Сашка
Во время литургии в храме Трёх Святителей нельзя не заметить, что подавляющее большинство прихожан – женщины. Когда видишь молящегося и причащающегося мужчину, невольно проникаешься к нему уважением. А если рядом с этим мужчиной ещё и его дети, тут уж полное восхищение. Стоишь и думаешь: вот каким должен быть отец семейства!
Александр ходит в храм практически каждое воскресенье. Обычно с двумя мальчиками, иногда стоит на службе, держа на руках третьего. По всему видно, что к Богу его привела вера глубокая и искренняя. Как журналисту, мне захотелось узнать, каковы её истоки. Благодаря проекту «Десять заповедей» у меня появилась возможность поговорить с этим молодым человеком.
Думала, сделаю интервью, в котором тридцатилетний христианин расскажет, кто воспитал в нём такую глубокую веру. А получилась житейская история о спасении заблудшего Отцом Небесным. Мудрая, жизненная, согревающая надеждой, что Господь спасёт, если поверишь в него, пойдёшь за ним и примешь его всем сердцем.
Год рождения – 1990
Отца своего Сашка не помнил, у него был отчим. Но для мальчонки большой разницы не было, от кого он появился на свет. Главное, был тот, кто звал его сыном, учил владеть простейшими инструментами, заботился, чтобы в доме был достаток. Руки у отчима были золотые, да время выдалось нелёгкое. Началась злополучная перестройка, зарплату выдавали водкой, и глава семьи начал закладывать за воротник.
Не он один. На улице, где жил Сашка, пили практически в каждом доме. А ещё бранились и дрались. А Санька, как и мама, любил книги. Читал их запоем, поэтому лет до десяти хорошо учился и рос примерным мальчиком. А потом отчим умер, и Сашке стало не до учёбы. Дома стало голодно и холодно. Будучи старшим в семье, Санька мог и потерпеть. Плакать хотелось, когда младшие сестрёнки просили кушать, а в доме, кроме картошки и солёных огурцов, ничего не было.
Воскресная школа
Как-то раз с одним из друзей, у которого умерла мама, Сашка решил сходить в церковь, чтобы поставить свечку за своего умершего отца. На двери увидел приглашение в воскресную школу и решил в эту школу ходить.
Детское сердце тянется к доб-ру и верит в чудо. Вот и в Сашкину жизнь легко и непринуждённо пришёл свет веры Христовой. Помогая в алтаре батюшке, во время службы мальчик чувствовал, что душа радуется. Господь был рядом, и Сашка молился ему по-детски искренне, прося самого необходимого – хлеба насущного для сестрёнок и мамы. В храме его угощали конфетами, печеньем, давали хлеб, а он нёс это сёстрам, зная, как они будут рады.
Чудо
Постепенно Сашка уверовал, что Господь всё видит, всё знает, и если его о чём-то сильно-сильно попросить, может произойти чудо. Однажды вместе с мамой и сестрёнками-двойняшками Сашка купался в речке. Он даже не понял, что произошло, когда увидел, как его пятилетнюю сестрёнку Катю на руках выносит из воды дядя Толя. Катя была пугающе синей и признаков жизни не подавала. Все бросились откачивать утопленницу, дядя Толя делал Кате искусственное дыхание. А Санька стоял рядом и всем своим существом просил Бога спасти сестру. И Катя ожила. Только уже потом, в больнице, куда её отвёз мужчина, приехавший на речку на машине, врачи сказали, что произошло чудо. Недели две Катя с мамой лежали в больнице. Сестрёнка не просто выжила, но и все утраченные из-за кислородного голодания мозга функции у неё восстановились.
Покинул храм Божий
Пока Сашка ходил в воскресную школу и по воскресеньям посещал литургию в храме, он чувствовал, что Господь рядом, что он его защищает и помогает. А потом начинающий алтарник, как блудный сын, покинул храм Божий. Почему? Сашке и теперь ответить на этот вопрос сложно. Подростковый возраст, неуёмное желание собственной свободы или что-то ещё. Нет, он не разуверился, не отрёкся, просто решил, что молиться можно и дома, и всё реже и реже стал посещать церковь. И Господь ушёл из его жизни.
В суете повседневности Сашка по-прежнему произносил его имя, но ни прежней радости, ни веры, ни любви уже не испытывал. А дома становилось всё хуже и хуже. Потерявшая работу мама, отчаявшись прокормить семью, начала заливать спиртным своё горе. В школу Сашку уже не тянуло. Утешением и радостью стали уличные мальчишки, у которых в семьях были практически те же проблемы, что и у него. От них Сашка быстро научился всему, что может дать улица.
По накатанной…
Кое-как закончив школу, начал учиться в Уренском лицее, через год его бросил, решив поступать в речное училище – всплыла давняя мечта стать моряком. С надеждой и верой Сашка молился Богу перед экзаменами и поступил, а дальше всё пошло по накатанной. Городская жизнь, соблазны, девушки… Из-за ночных гулянок он стал пропускать занятия, и через три месяца был отчислен. Едва исполнилось восемнадцать лет – пошёл работать, сначала грузчиком, потом охранником.
К счастью, забрали в армию
Болезненным ударом стала смерть матери. Младших сестрёнок тётя забрала в город, а Сашка остался один в пустой квартире. Случайные заработки, друзья, выпивки, компании. Неизвестно, чем бы это закончилось, но, к счастью, вскоре его забрали в армию.
Во время службы Сашка бросил курить, потому что денег на сигареты не было, и научился всё делить по-братски, потому что одна конфета на семерых приносила гораздо больше радости, чем целая, тайно съеденная за углом.
В армии Сашка вдруг обнаружил, что есть другая жизнь, в которой не пьют и не курят, а занимаются наукой, спортом, снимаются в кино. Он потянулся к таким ребятам, и они стали его друзьями. По совету одного из них Сашка прочитал книгу «Пасха Красная», и его снова потянуло к вере.
Исповедь
С Псково-Печерского монастыря, в который Александр приехал в 2014 году, началось духовное возрождение блудного сына. Он и сейчас помнит ту исповедь, которая заставила пересмотреть и переоценить свою непутёвую жизнь. То, что казалось белым, в один миг стало чёрным, но впереди появился светлый маяк – Господь.
К тому времени у Сашки за плечами была не только армейская служба, но и три года работы на строительстве атомной станции в Санкт-Петербурге. Он хорошо зарабатывал, но деньги вели к соблазнам и счастья не приносили. Устав гоняться за длинным рублём, Сашка задался вопросом о смысле жизни. После монастыря возвращаться к прошлому не хотелось. А оно не отпускало, и парень обратился к Богу.
Духовное возрождение
Сашка читал духовную литературу, молился, постоянно ходил на исповедь, всем сердцем раскаиваясь в содеянном. И Господь его услышал. «Оттуда, через что я прошёл, к нормальной жизни возвращаются крайне редко, – признаётся Александр. – А я вернулся только благодаря Богу. Сами собой выстроились ориентиры: семья, дети, работа. Начал молиться, стараясь жить по заповедям, и Господь дал всё, к чему я стремился».
Через три месяца после поездки в Псково-Печерский монастырь он встретил девушку, которая стала его женой. Перестав гоняться за длинным рублём, нашёл в Урене работу. Заочно получил среднее техническое образование. Доставшуюся ему по наследству городскую квартиру поменял на дом в сельской местности. Теперь его главные ценности – Бог, семья, работа, дети.
Будучи отцом троих сыновей, он несёт ответственность перед Богом за их воспитание. И судя по тому, как часто он звонит своему духовному отцу, протоиерею Валерию, прося у него совета в отношении детей, заботится он не только о том, чтобы одеть, обуть и накормить своих мальчишек. Зная, что дети берут пример с родителей, сам он не пьёт, не курит, не употребляет нецензурной лексики, очень много работает и рассказывает детям о заповедях Божиих.
Вера без дел мертва
Каждое воскресенье вместе со старшими сыновьями Александр старается попасть в храм на литургию. Ему ли не знать, что вера без дел мертва, что Бог – основа всего, что он любит всех, а самое страшное, чем может наказать себя человек на земле, – это лишить себя по суетности и грехам своим любви и помощи Бога. А ещё он знает, что вера в Бога – самое надёжное наследство, которое он может передать своим детям, ибо, следуя за Христом, они избегут многих жизненных ошибок.
Татьяна Журавлёва.
Фото из открытых интернет-источников
К слову
Расплата за непочтение к имени Божьему
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя его напрасно. Размышляя над этой заповедью, я вспомнила историю, которая произошла с моим отцом.
Не знаю почему, но отец часто матерился. После длинного набора каких-то непонятных слов у него обязательно шли вполне понятные Бог и мать. Будучи маленькой, я думала, что отец ругает маму. Но бабушка Женя, которая родилась ещё до революции и была человеком верующим, почему-то этих слов боялась ещё больше и, истово крестясь, уговаривала: «Образумься! Побойся Бога!» Но отец, видимо, Бога не боялся, потому что продолжал материться.
Время шло, не стало бабушки Жени, выросли и ушли из дома дети, умерла жена. Отец сильно постарел, но всю работу по хозяйству старался делать сам. Однажды топил в бане печь. Что-то там пошло не так, и он по привычке выругался, упомянув Бога, и тут же, вставая, больно ударился об открытую заслонку лбом. Боль была такая, что чуть сознание не потерял.
И тут он вдруг явственно осознал, что этот удар – неслучайный: так Бог его за мат наказал. После этого на лбу у отца появилась небольшая, но глубокая ссадина, потом она покрылась коростой, которая то исчезала, то появлялась вновь. Когда же болячка стала незаживающей раной размером с пятирублёвую монету, выяснилось, что это рак кожи. Вот тогда-то отец и дал обещание Богу никогда больше не материться.
В 80-летнем возрасте он прошёл несколько курсов лучевой терапии, после которой в буквальном смысле был на волосок от смерти из-за внутреннего кровотечения, вызванного обострившейся язвой желудка. Надо отдать ему должное – данное Богу обещание отец сдержал. По крайней мере, мата от него я больше ни разу не слышала, а в комнате у него появились иконы. Знаю, что отец молился. А однажды пришёл в храм на исповедь.
Теперь отца уже нет, но история его болезни осталась в памяти, как наглядный пример нарушения заповеди «Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно».
Комментарии (1)
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.
Это уж лучше бы не произносили имя всуе никониане!