Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

15.11.2021 09:04 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 85(13501) от 15.11.2021 г.

Случай на охоте

В суете будничных дней, в заботах о хлебе насущном мы всё реже и реже смотрим в небо, всё меньше и меньше слушаем пение птиц, перестаём любоваться завораживающими красками осеннего листопада, замечать красоту зимнего леса. Но иногда сама жизнь даёт такую эмоциональную встряску, преподносит такой урок, что, словно пробуждаясь от летаргического сна, вдруг обнаруживаем, что вся наша суета, все наши проблемы ничего не стоят перед вечной обворожительной красотой земной природы.

В период 60 – 80-х годов на Кавказе стояла на боевом дежурстве дивизия Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Штаб дивизии находился в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Примерно в 70 километрах от Махачкалы в горах располагался один из ракетных полков, состоявший из трёх ракетных дивизионов. Офицеры полка проживали в столице Дагестана, городе Махачкале.

...Молодой старший лейтенант Дмитрий Карасёв третий год несёт свою нелёгкую военную службы в суровых горах Дагестана в одном из ракетных дивизионов. Каждый день рано утром, когда ещё солнце не взошло из-за гор, когда дети ещё спяи, к военному городку в Махачкале подъезжает тяжелая грузовая военная машина, оборудованная для перевозки личного состава Вооружённых сил, куда садятся ещё не отошедшие от сна офицеры.

По прибытию в ракетный дивизион офицеры занимаются обычными рутинными воинскими делами: проверка личного состава, строевая, химическая, специальная, боевая подготовки, тренажи в составе расчётов, партийные и комсомольские собрания, работа с первоисточниками марксизма-ленинизма, приём-сдача различных зачётов. Вечером, когда уже солнце закатывается за горы, а дети в военном городке мирно спят, на этой же машине офицеры возвращаются к своим семьям.

И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, от темна и до темна офицеры проводят свою жизнь на службе. Кроме службы есть и личная жизнь с её многочисленными проблемами: чтобы купить молоко для ребёнка, нужно практически с ночи занимать очередь, в детском саду мест нет, нужно ждать, а потому жена не может устроиться на работу; жилья своего тоже нет, приходится снимать квартиру у частника и ждать, когда подойдёт твоя очередь на квартиру.

Одним словом, житейские проблемы давят на плечи старшего лейтенанта Дмитрия Карасёва. Да и на службе то и дело возникают проблемы: то солдат напился, получив в посылке из дома бутылку самогона, то при смене караула произошёл случайный выстрел из автомата, то вдруг потерялся лист из секретной тетради. А тут ещё объявили, что приезжает из штаба дивизии с проверкой состояния режима секретности полка начальник оперативного отдела дивизии подполковник Владимир Иванович Устин. Владимир Иванович слыл прекрасным специалистом своего дела. Добрый, отзывчивый, внимательный к запросам подчинённых, умеющий складно говорить, произносить громкие речи, красивые тосты, он никогда не отказывается пропустить рюмочку-другую с подчинёнными. Чтобы скрыть запах от принятого спиртного, он обильно орошает себя одеколоном.

Старший оперативный дежурный полка майор Валентин Дьяков решил провести серьёзную подготовку к предстоящей проверке. Он не ограничился оперативной документацией, а решил для своего «старшего» начальника организовать хорошую, запоминающуюся охоту на кабана. Нужно отметить, что майор Дьяков – мастер на все руки, отличается повышенной предприимчивостью. Из каких-то ржавых брошенных деталей, которых в полковом гараже предостаточно, Валентин умудрился собрать автомобиль, по виду очень напоминающий УАЗ-452, прозванный в народе «буханкой». Он поставил сиденья, втиснул скамеечки и ездил на этом, с позволенья сказать, автомобиле и по служебным делам, и по личным: во-зил жену на рынок, ездил в горы за кизилом, катал приезжающих к нему родственников друзей по городу. У весёлого, общительного майора было много друзей, в том числе среди охотников и рыбаков.

Свой план подготовки к предстоящей проверке майор Дьяков довёл до сведения оперативного дежурного дивизиона старшего лейтенанта Карасёва и предложил принять в нём участие: достать для охоты три охотничьих ружья, патроны к ним, а остальное Дьяков взял на себя.

Подполковник Устин прибыл в Махачкалу на своей служебной «Волге» на следующий же день после праздника – Дня Советской армии и Военно-морского флота. Майор Дьяков поселил начальника в одной из лучших гостиниц города. Одного дня опытному руководителю хватило, чтобы проверить состояние дел по обеспечению режима секретности и в полку, и в дивизионе, поэтому весь следующий день решено было посвятить охоте на кабана.

Рано утром (на улице было ещё очень темно) майор Дьяков и старший лейтенант Карасёв на «буханке» с загруженными в неё тремя охотничьими ружьями, патронами, тремя бутылками прекрасного коньяка и закусками подъехали к гостинице. Через некоторое время одетый в военный бушлат без погон на улицу вышел подполковник Устин. Поздоровавшись, он спрашивает строго:

– Никто не брился?

– Нет, – чуть ли не в один голос отвечают офицеры. Встали рано, в спешке не успели.

– Смотрите, – нравоучительно говорит Владимир Иванович, – а то есть примета: если перед охотой побриться, то удачной охоты не будет. Не брились – быть удачной охоте.

Через час езды «Волга» и «буханка», успешно пройдя горные перевалы, подъезжают к центру горного села Карабудахкент, где возле районного отдела милиции уже ожидают знакомые майора Дьякова – два горца, охотники с двумя охотничьими борзыми.

– Абдулла! Магомед, – просто представляются охотники.

Все садятся в «буханку». Собаки, выдрессированные к охоте, без визга, без лая вскакивают в машину и устраиваются в узком проходе, поджав под себя хвосты и ноги. Начальник, как и полагается начальнику, садится на переднее сиденье рядом с водителем. Остальные же располагаются на скамеечках в салоне машины. Ружья, патроны и другие атрибуты охотники разместили в задней части автомобиля.

Подъехав к подножью горы, покрытой травой, кустарником и одиноко стоящими деревьями, машина останавливается. Из-за гор пробиваются первые лучи солнца, скользя по зелёной траве, которая в южных краях появляется уже в феврале. Молчавший до этого Магомед, глядя на гору, задумчиво говорит:

– Гора крутая. Машина может не потянуть. Нужно бы выйти из машины.

Если смотреть снизу вверх на гору, до вершины которой расстояние примерно километр-полтора, не больше, она не кажется сильно крутой. Высказывание же Магомеда, что машина может не потянуть, как-то даже обидело майора Дьякова, который сам собрал, сотворил эту машину и был уверен в ней, поэтому он заявил, что машина военная, что для неё не существует преград, и скомандовал водителю, молодому солдату: «Вперёд!» Солдат ответил: «Есть!», включил первую передачу, и машина медленно, как навьюченный ослик, стала подниматься в гору.

Медленно, не спеша прошли почти три четверти пути. Мотор машины громко ревёт, мелко дрожит салон от нагрузки. Когда уже стала видна вершина горы, мотор неожиданно заглох и машина стала медленно скатываться назад. Водитель нажимает на тормоза, а тормоза не держат. Машина продолжает скатываться вниз, набирая скорость. За окном сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее мелькают кустарники, пробегают деревья. Молодой водитель растерянно оглядывается назад, пытается удержать управление автомобилем, делает какое-то движение рулём, машина слегка разворачивается и одновременно сильно накреняется. Вместо того, чтобы постепенно выровняться, «буханка» вдруг переворачивается. Старший лейтенант Карасёв чувствует, что куда-то падает со своего места, потом на него что-то падает, слышит, как кто-то вскрикивает, одна из собак от удара чем-то взвизгивает. «Буханка» переворачивается ещё раз, потом ещё и ещё. Под воздействием центробежной силы открывается задняя дверца, через которую на землю высыпаются ключи, домкрат, огнетушитель, бутылки коньяка, закуска, запасное колесо, майор Дьяков, старший лейтенант Карасёв… Выпав из машины, они, растерянные, молча сидят на земле. Машина, поломав несколько деревьев, благодаря чему и замедлилось круговое вращение, на четвёртом обороте встала колёсами на землю. И тишина. Майор и старший лейтенант продолжают сидеть на земле, недалеко от них стоит помятая машина с раскрытой задней дверцей. Прошло несколько минут прежде чем из машины послышался глухой голос начальника: «Все живы?» И снова тишина. Непонятно, все живы или нет.

Майор и старший лейтенант медленно поднимаются с земли и ощупывают себя, нет ли повреждений. В это время из машины выбираются Магомед и Абдулла. Повизгивая, собаки крутятся возле своих хозяев. После этого из кабины, прихрамывая, вылезает подполковник Устин. Только потрясённый водитель продолжает сидеть за рулём.

С радостью все констатируют, что обошлось без потерь, все живы и здоровы. Да, есть ушибы, ссадины, но это уже мелочи. Начальник, придя в себя, произносит речь:

– Друзья, сегодня 26 февраля. Будем считать, что это наш общий день рождения. Мы должны запомнить этот день. Только посмотрите, машина перевернулась несколько раз, топливо не вылилось из бака и не загорелось, а могло бы! Никто не оказался под машиной. А ведь машина могла набрать огромную скорость и тогда… страшно представить.

Молодой старший лейтенант, который уже начал ощущать боли в нижнем подреберье и в предплечье, только сейчас осознал, что был на краю гибели. Невольно подняв голову вверх, он увидел удивительно красивое солнце, которое, оторвавшись от кромки гор, величественно выплыло на необыкновенно синее утреннее небо, освещая горы, покрытые яркой изумрудной травой. Воздух чист и прозрачен и даже кажется слегка золотистым от лучей утреннего солнца.

– Боже мой, какая красота!» – не удержавшись, воскликнул он. Почему-то именно сейчас он вспомнил живописные картины гор великого художника Николая Рериха, которые до сего времени ему казались нереалистичными из-за яркости красок, каких, по его мнению, в природе просто не существует. Но здесь он увидел именно эти самые яркие краски, увидел необыкновенную гармонию и красоту природы. Он как будто в первый раз видел этот красочный мир природы.

Внизу тем временем вслед за пробуждением природы пробуждались и люди, и животный мир. Вот у подножья горы появилась отара овец, словно на лубяной картинке. Послышался лай собак. Вдали по извилистой горной дороге, покрытой асфальтом, прошёл жёлтый автобус, за ним следом промчались красные «жигули». И эта отара овец, и этот жёлтый автобус, и красные «жигули» естественным образом дополняли эту сказочную красоту земной жизни. Словно новое открытие для себя делает молодой старший лейтенант: все наши житейские проблемы, все эти разные должности, звания, деньги – всё это мелочно и ничтожно по сравнению с вечной красотой природы. Можно быть счастливым уже лишь тем, что тебе свыше даётся возможность созерцать эту красоту природы, любоваться ею, жить среди неё.

По прошествии многих лет с того памятного случая Дмит-рий Карасёв каждый раз, когда перед ним вставала очередная жизненная проблема, мысленно возвращал себя в далёкие 80-е годы и вспоминал, как он падал в «буханке» с той горы, как он потом любовался красотой живой природы. И тогда Дмитрий ухватывался, как за спасательный круг, за свой главный вывод в жизни: все проблемы малозначительны по сравнению с радостью самой жизни среди природы. Этот вывод помогает ему радоваться жизни и по-философски относиться к любым проблемам.

…Ну, а день второго рождения отметили тогда на славу. Трёх бутылок коньяка не хватило на всех. Пришлось брать ещё бутылку водки, благо, что селение было рядом, внизу.

Дмитрий Окунев

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14