Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

31.05.2019 10:34 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Сводный отчет о результатах проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2018 году

Антикоррупционный мониторинг на территории Нижегородской области проводится ежегодно в соответствии с Законом Нижегородской области от 7 марта 2008 г. № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» и постановлением Правительства Нижегородской области от 23 сентября 2009 г. № 685 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области».

В проведении антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области в 2018 году принимали участие Законодательное собрание Нижегородской области, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Нижегородской области, прокуратура, ГУ МВД России по Нижегородской области, Главное управление Минюста России по Нижегородской области), Пресс-служба Правительства Нижегородской области.

Ежегодно важнейшей целью антикоррупционного мониторинга является своевременное приведение нормативных правовых актов Нижегородской области в соответствие с законодательством Российской Федерации.Так, в 2018 году продолжена работа по совершенствованию региональной правовой базы по противодействию коррупции. С учетом требований антикоррупционного законодательства были приняты новые и внесены необходимые изменения и дополнения в нормативные правовые акты Нижегородской области в сфере противодействия коррупции. Изданы необходимые ведомственные акты по вопросам противодействия коррупции.

Государственно-правовым департаментом подготовлен План мониторинга правоприменения в Нижегородской области на 2019 год, который утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 декабря 2018 г. № 1378-р.

Антикоррупционная экспертиза

Законодательным собранием Нижегородской области в 2018 году проведена антикоррупционная экспертиза 202 проектов законов Нижегородской области (в 2017 году — 255 проектов законов, в 2016 году — 182 проектов законов). В рамках осуществленного мониторинга правоприменения законов Нижегородской области проведена антикоррупционная экспертиза 9 законов (в 2017 году — 10 законов, в 2016 году — 4 законов).

За отчетный период также проведена антикоррупционная экспертиза 109 проектов постановлений Законодательного собрания области (в 2017 году — 95 проектов постановлений, в 2016 году — 81 проекта постановлений).

По результатам всех проведенных экспертиз коррупциогенных факторов не выявлено.

В соответствии с Порядком проведения антикоррупционной экспертизы была проведена антикоррупционная экспертиза 1204 проектов нормативных правовых актов губернатора и правительства Нижегородской области (в 2017 году — 1139 проектов, в 2016 году – 1114 проектов). В отчетном периоде в 9 проектах постановлений правительства Нижегородской области были выявлены коррупциогенные факторы, в связи с чем были подготовлены соответствующие заключения (в 2017 году коррупциогенный фактор был выявлен в 1 проекте, в 2016 году — в 4 проектах). В иных проектах нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области выявленные коррупциогенные факторы были устранены в процессе доработки проектов с разработчиками актов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов губернатора и правительства Нижегородской области государственно-правовым департаментом Нижегородской области не проводится.

По состоянию на 31 декабря 2018 г. на территории Нижегородской области были аккредитованы 14 независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (2 юридических лица и 12 физических лиц).

За 2018 год заключения независимых экспертов в адрес Главного управления Минюста России по Нижегородской области не поступали (в 2017 году поступило 2 заключения по 2 проектам федеральных законов, в 2016 году заключения не поступали).

Законодательным собранием области в отчетном периоде рассмотрено 1 заключение независимой антикоррупционной экспертизы на проект закона области «Об Общественной палате Нижегородской области» (в 2017 и 2016 годах заключения независимой антикоррупционной экспертизы не поступали). В указанном проекте закона выявлен коррупциогенный фактор. Коррупциогенный фактор был устранен путем внесения поправок в рамках доработки законопроекта во втором чтении.

Также в 2018 году в орган государственной власти Нижегородской области поступило 1 заключение по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы на распоряжение губернатора Нижегородской области от 9 июня 2018 г. № 1025-р «О ежегодном конкурсе «Лучший эксперт года в области независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Нижегородской области» (замечания не были учтены). В 2017 году в органы государственной власти Нижегородской области заключения по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы не поступали, в 2016 году поступило 1 заключение (замечания были учтены).

В органы местного самоуправления в 2018 году заключения по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы не поступали (в 2017 году в орган местного самоуправления поступило 1 заключение, в 2016 году заключения не поступали).

Социологические исследования

В октябре-декабре 2018 г. по заказу правительства Нижегородской области ООО «Стратегия» (г. Иваново) провело социологическое исследование для нужд министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области по теме: «Антикоррупционный мониторинг».

Опрос осуществлялся среди четырех целевых подвыборок:

• государственные и муниципальные служащие — 1600 человек, из них 400 – муниципальные служащие администрации ГО г. Нижний Новгород;

• руководители организаций / предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе, индивидуальные предприниматели – 200 человек;

• население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет – 1000 человек (выборка территориальная маршрутная, репрезентирующая население Нижегородской области по полу, возрасту, доле сельского-городского населения).

Распространенность коррупционных нарушений

О высоком уровне распространения коррупционных правонарушений говорили 28% жителей области. Среди служащих высокие оценки встречаются значительно реже: 10% среди государственных гражданских служащих и 15% среди муниципальных. Оценки предпринимателей сопоставимы со служащими: о высоком уровне распространения коррупции говорят 14% из них. Можно сказать, что данные группы отражают долю недовольных, обеспокоенных коррупционной ситуацией в регионе. (рис. 1)

Если рассматривать личный опыт жителей региона, то исследование показало, что с коррупционными нарушениями сталкивались, в целом, в течение жизни 24%. Рассматривая оценки граждан более детально, мы видим, что только 10% из них попадали в коррупционную ситуацию в течение последнего года, а 14% более года назад и ранее. (рис. 2)

Наиболее часто жители региона сталкиваются с бытовой коррупцией в ситуациях, связанных со здравоохранением. Это могли быть случаи, когда необходимо получить полноценную бесплатную медицинскую помощь в больнице, место для бесплатной операции, а также качественную помощь в поликлинике (14-28% от тех, кто когда-либо в своей жизни сталкивался с коррупционными нарушениями, попадали в подобные ситуации). В большинстве таких случаев все же приходилось дать взятку, размер которой был в среднем 11-14 тыс. рублей.

Одни из самых больших по размеру взяток можно увидеть при решении вопросов с приобретением и оформлением прав собственности на недвижимость, в сфере образования, проблемы в связи с призывом на военную службу, а также для получения нужной работы (37-41 тыс. рублей). Однако эти случаи также редки. (таб. 1)

Если рассматривать личный опыт представителей бизнес-сообщества, то сталкивались с незаконными требованиями проверяющих органов 10% предпринимателей, 8% были вынуждены прибегать к «стимулированию» должностного лица для решения проблем организации. (рис. 3)

Большинство служащих (76%) никогда не сталкивались с предложениями граждан решить вопросы в обход законным требованиям. Среди государственных и гражданских служащих 15% говорит о том, что такие случаи встречаются, но редко. (рис. 4)

Наиболее коррумпированные сферы

По мнению населения, наиболее коррумпированными являются ГИБДД, полиция и сфера здравоохранения (администрация и сотрудники поликлиник и больниц), администрация и преподаватели высших учебных заведений. Если вернуться к ситуации, когда граждане так или иначе сталкивались с требованиями взятки лично, то чаще называлась именно сфера здравоохранения.

Рейтинг наиболее коррумпированных сфер, который составлен на основе оценок служащих, в целом повторяет рейтинг всего населения региона. Однако оценки государственных и муниципальных служащих более жесткие. Служащие также называют коррумпированными пожарный надзор, таможню, суды, миграционную службу, санитарно-эпидемиологический надзор и коммунальную сферу. Остальные сферы набрали менее 20%. (таб. 2)

Из факторов, способствующих распространению коррупции, по мнению населения, следует назвать нечеткость законов, дающих возможность их широкого толкования и некоторую свободу чиновника действовать по своему усмотрению (75-80%). Однако особое значение имеет и культурная составляющая. Здесь имеет место быть и плохой пример, который могут подавать некоторые политики, которые оцениваются как аморальные (около 80%). Граждане считают, что может влиять и низкий образовательный уровень населения и привычка давать взятки (около 65%).

Ответственность население возлагает и на правоохранительные органы, и слабую судебную систему. Бюрократизм, т.е. длительные сроки оформления документов, также будет фактором, способствующим коррупционным нарушениям. (рис. 5)

В бизнес-сообществе такой вопрос не задавался, однако, в сходном по значении вопросе об оценке эффективности федерального и регионального законодательства около трети опрошенных предпринимателей ответили положительным образом, еще около 20% находит в законах и положительные, и отрицательные черты. (рис. 6)

Антикоррупционные меры

На основании результатов опроса государственных и муниципальных служащих можно сделать вывод, что действенными антикоррупционными мерами могут стать: совершенствование антикоррупционного законодательства, регулярное проведение проверок служащих, прием сообщений граждан о коррупционных нарушениях по «горячей телефонной линии».

Для представителей бизнес-сообщества наиболее эффективными кажутся также прием сообщений по «горячей телефонной линии», а также анализ жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации по вопросам коррупции. Большее значение предприниматели, по сравнению со служащими, придают тем мероприятиям, которые направлены на повышение правовой грамотности населения. Речь идет о внедрении социальной рекламы антикоррупционной направленности и работе системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции.

Структура этих запросов, в целом, может определить дальнейшее направление работы органов власти в борьбе с коррупционными правонарушениями.

Кроме того, в отчетном периоде Торгово-промышленная палата Нижегородской области продолжила самостоятельное исследование общественного мнения на тему восприятия коррупции предпринимательским сообществом. Опрос производился среди представителей малого и среднего бизнеса. Анкетирование осуществлялось в городе Нижнем Новгороде и 24 муниципальных образованиях Нижегородской области. Всего приняло участие 3548 респондентов, ведущих предпринимательскую деятельность на территории Нижегородской области.

Большинство опрошенных являлось лицами женского пола — 56%. Мужчины составили 44% от общего количества участников исследования. Основную массу анкетируемых составили лица трудоспособного возраста:

- 5% — молодые люди до 30 лет,

- 49% — лица в возрасте от 30 до 55 лет,

- 46% — старше 55 лет.

Еще в 2017 году произошло изменение в понимании коррупции, как использование служебного положения в личных целях (34%). В 2018 году эта тенденция сохранилась, и данный вариант ответа указали 36% респондентов.

В то же время наиболее распространенный ответ сохраняется на протяжении последних 5 лет: коррупция — это хищение бюджетных средств. Данный вариант отметило 39% опрошенных в 2018 году (46% в 2017 году). Сохранение лидирующих позиций данного варианта, начиная с 2014 года, может быть объяснено широкой оглаской в СМИ крупных коррупционных скандалов, которые широко освещаются ежегодно в прессе. До 2014 года самый распространенный ответ был — получение взятки. В 2017 году его выбрало лишь 19%, в 2018 году наблюдается его увеличение и показатель составил24%. 1% опрошенных рассматривает коррупцию как нечто иное, не раскрывая при этом содержания этого явления.

Большинство респондентов, как и в прошлых исследованиях, заявили, что коррупция — обычное явление в повседневной жизни. При этом коррупция встречается «часто» по мнению 36% опрошенных в 2018 году (41% опрошенных в 2017 году), «иногда» — 34% опрошенных в 2018 году (30% опрошенных в 2017 году); как существующее, но не обязательное явление — 29% опрошенных в 2018 году (26% опрошенных в 2017 году); как не представляющееся необходимым явление — 1% опрошенных в 2018 году (3% опрошенных в 2017 году).

Представители бизнеса Нижегородской области следующим образом определили уровень возможных коррупционных рисков в различных государственных и муниципальных органах. (таб. 3)

Предприниматели указали, что наиболее подвержены коррупционным рискам органы власти, с которыми они напрямую сталкиваются при получении той или иной государственной услуги, прохождении проверки. При этом наблюдается тенденция, что в муниципальных районах высоко оценивают коррупционные риски, прежде всего тех структур, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность, в то время как в Нижнем Новгороде более 40% затруднились оценить коррупционные риски.

За последний год с проявлениями коррупции в форме передачи незаконного вознаграждения непосредственно столкнулись 41%, что на 5% меньше, чем в 2017 году, 59% не передавали незаконного вознаграждения.

Таким образом, в 2018 году более половины респондентов не сталкивались с коррупционными проявлениями.

Респонденты сообщили, что они прибегали к передаче незаконного вознаграждения, в первую очередь, как к средству преодоления бюрократических барьеров и для упрощения формальных процедур (сокращения сроков рассмотрения документов и т.д.). На втором месте — оставление без внимания нарушений, выявленных контрольно-надзорными органами.

Взятка, по мнению 49% дававших ее предпринимателей, по-прежнему является эффективным средством для достижения необходимых целей. В рамках передачи незаконного вознаграждения лишь в 5% случаев планы не оправдались, в 46% случаев такой результат был достигнут частично.

В 2018 году бизнесмены в качестве основного последствия коррупции назвали замедление экономического развития — 37% (35% в 2017 году). Снижение уровня жизни — 31% (29% в 2017 году). Угроза безопасности государства — 17% (18% в 2017 году). Нарушение прав человека — 15% (18% в 2017 году).

Большинство респондентов выражает готовность сообщить о фактах коррупции, но только анонимно — 57%. 22% сообщили бы о таком факте и оставили всю контактную информацию о себе. 21% респондентов не готовы сообщать о коррупционных проявлениях.

По мнению 46% (34% в 2017 году) предпринимателей государство действительно стремится решить проблему коррупции; 29% (35% в 2017 году) респондентов полагают, что имеется некоторое стремление; в том, что стремление есть, действий нет, убеждены 16% (18% в 2017 году) опрошенных; отсутствие стремления усмотрели 9% (13% в 2017 году) бизнесменов.

В то же время 63% (70% в 2017 году) респондентов знают и слышали об антикоррупционных мероприятиях, реформах, проводимых государственными органами, но считают их малоэффективными, причем 27% отмечают их действенность, а 10% не слышали о таких мероприятиях.

В качестве результатов социологических исследований коррупционной направленности Торгово-промышленная палата Нижегородской области отметила следующие тенденции.

1. Важным источником формирования мнения являются СМИ, которые освещали последние коррупционные скандалы, что отразилось на изменении общественного восприятия по ряду вопросов.

Начиная с 2017 года, значительно увеличилась доля респондентов, понимающих коррупцию, как использование служебного положения в личных целях. В 2018 году эта тенденция сохранилась, и данный вариант ответа указали 36% респондентов. В то же время наиболее распространенный ответ остался тем же на протяжении последних 5 лет, коррупция — это хищение бюджетных средств — 39%.

Также можно отметить, что под влиянием СМИ большинство респондентов (70%) заявили, что коррупция — обычное явление в повседневной жизни, в то время как фактически сталкивали с коррупционными проявлениями менее половины опрошенных (41%).

2. Наиболее коррупциогенными структурами респонденты назвали:

- сферу ЖКХ (в первую очередь субъектов естественных монополий, распределительные компании).

- здравоохранение,

- образование.

Налоговая служба, занимавшая в 2017 году третье место, перешла на пятую позицию, и показатель снизился с 14% до 10%.

Наблюдается прирост оценки коррумпированности местных администраций с 12% до 13%.

3. В продолжении тенденции, обозначенной в 2018 году, бизнесмены в качестве основного последствия коррупции назвали замедление экономического развития — 37% (35% в 2017 году).

В условиях санкционной политики в отношении России резко возросла оценка именно экономических последствий коррупции, в совокупности оба фактора выделили 64% опрошенных.

4. По-прежнему большинство респондентов выражает готовность сообщить о фактах коррупции — 79%.

Данное изменение связано с активной деятельностью по расследованию коррупционных преступлений, привлечению к ответственности ряда чиновников и освещавшимися в СМИ судебными процессами.

Также влияние оказало публичное обсуждение реформирования контрольно-надзорной деятельности, внедрение чек-листов, установление «прозрачности» в деятельности проверяющих структур.

5. В сравнении с предыдущими годами увеличилось на 8% количество респондентов, которые отмечают эффективность проводимых антикоррупционных мероприятий. Учитывая вышеизложенное наблюдается положительная динамика в отношении к предпринимаемым государством и Правительством Нижегородской области антикоррупционным усилиям.

рис. 1. Оценка распространенности коррупционных нарушений в регионе, %
Рис.2. Личный опыт граждан, когда для решения каких-либо проблем необходимо было прибегать к взятке, дарить подарок, %
Таблица 1. Ситуации, когда гражданам приходилось столкнуться с необходимостью решить проблему незаконным путем
Рис.3. Опыт предпринимателей: предъявляли или нет проверяющие органы незаконные требования, %
Рис. 4. Опыт государственных и муниципальных служащих, когда они сталкивались с предложениями граждан, решить вопросы в обход законных способов, %
Таблица 2. Наиболее коррумпированные сферы в оценках населения и государственных и муниципальных служащих, %
Рис. 5. Оценка населением эффективности работы органов власти по противодействию коррупции, %
Рис.6. Оценка эффективности законодательства по противодействию коррупции в оценках предпринимательского сообщества, %
Таблица 3. Уровни возможных коррупционных рисков в различных государственных и муниципальных органах

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

27