Навигатор детства
Кто такой советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями? Это навигатор в мире детства. Это проводник идей детей, который организовывает современный воспитательный процесс в школе, помогает и вдохновляет воплощать идеи школьников, привлекая их к различным событиям. В школах Уренского округа реализуется проект «Навигаторы детства», в рамках которого работают 10 советников по воспитанию. Координирует их работу Ольга Геннадьевна Коршунова – методист Дома детского творчества и ведущий специалист федерального учреждения «Российский детско-юношеский центр».
Мы решили побеседовать с муниципальным координатором реализации Всероссийского проекта «Навигаторы детства» в нашем округе и выяснить, каковы направления деятельности советников в школе и как советник помогает воспитательной работе в школе.
– Ольга Геннадьевна, расскажите, что это за должность – советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, и почему она была введена в школах?
– Советник – это не тот, кто даёт советы педагогам и директору школы. Задача советника – быть проводником федеральных детско-молодёжных событий. Советник не только знакомит ребят с проектами и возможностями, которые им предоставляются на федеральном и региональном уровнях, но и становится наставником для ребят, участвующих в этих проектах. А кроме этого, взаимодействует с детским активом школы, с ребятами из детских общественных формирований, помогает им реализовать их идеи и проекты. И введена эта должность для того, чтобы усилить воспитательную работу в школе за счёт распределения потока воспитательных событий, конкурсов и проектов, за счёт включения ребят в те или иные проекты, за счёт объединения усилий команды педагогов.
– Но в школах уже работают старшие вожатые, классные руководители – они тоже знакомят ребят с конкурсами и проектами и так же помогают ребятам в них участвовать…
– Да, задача советника – активно взаимодействовать с вожатым и классными руководителями школы, помочь им «обновить» воспитательную работу. Он же не только про-водник федеральных проектов, но и навигатор по детским и молодёжным общественным организациям: Российское движение школьников, «Юнармия», «Волонтёры Победы», «Большая перемена». Кроме того, сейчас по инициативе детей и при поддержке президента России создано общероссийское общественно-государственное движение детей и молодёжи – РДДМ (Российское движение детей и молодёжи). А у нас в регионе это Ассоциация детского движения, в округе – это детская общественная организация – Союз детских объединений «МИР», которая действует на базе Дома детского творчества и объединяет детские общественные объединения школ. Советник помогает детям, руководителям детских формирований, старшим вожатым и классным руководителям, как навигатор, сориентироваться в этом многообразии и выбрать те возможности, которые лучше всего подойдут для личностного развития и гражданской активности детей.
– Сейчас столько различных конкурсов, проектов, программ. Педагоги и дети не поспевают за этим потоком…
– Да, согласна, но, если посмотреть на этот поток немного под другим углом, то даже можно сказать, что это хорошо, потому что участие в разных проектах помогает ребятам понять, нравится ли им заниматься тем или иным видом деятельности. В ходе участия в том или ином событии, проекте, деле у ребят развиваются различные способности и проявляются таланты, о которых они могут даже не подозревать. И всё это может помочь при выборе будущей профессии.
И потом, советник – это специалист, который должен хорошо знать детский коллектив, а значит, помогает всем – и детям, и взрослым – разобраться в этих проектах и отобрать то, что подходит для развития детей и детского коллектива.
– Так, хорошо, с этим понятно, но советник пришёл в школу не только за этим, что ещё он делает?
– Советник инициирует и организует события и дела в рамках календарного плана. Это направление его работы заключается в организации и проведении тематических календарных дней в течение всего учебного года.
– Это праздники и памятные даты?
– Да. Сохранение исторической памяти, воспитание гражданина и патриота – одно из условий укрепления России. Патриотическое воспитание – это формирование чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Календарь знаменательных дат является отличным помощником в воспитательной работе в классе и в школе. Организатором интересных форматов проведения этих тематических дней в школе опять же выступает советник по воспитанию.
– То есть, тем самым советник как бы помогает школе выстроить воспитательную работу через календарный план, подобрать форматы и вводит в практику различные активности?
– Да. И этому их учили.
– Расскажите об этом подробнее.
– Все советники, естественно, прошли специальную подготовку. Сначала обучение было заочным, а потом очным – во Всероссийском детском центре «Артек». Побывать в «Артеке» удалось пока только советникам первого потока, которые работают в этой должности с сентября 2021 года. Но на этом обучение не заканчивается. Ребята постоянно учатся: периодически проходят онлайн-обучение на интернет-платформе Корпоративного университета Российского движения школьников, участвуют в региональных образовательных событиях, и я не даю им покоя – настойчиво приглашаю на заседания муниципального методического объединения старших вожатых, постоянно консультирую, разъясняю, учу.
– А есть какие-то ещё проекты, которые реализуются в школах и в которых участвует советник?
– Есть. Проект «Навигаторы детства» очень динамичный и развивается буквально еженедельно. И, естественно, появляются проекты, которые «заходят» в школу, и педагогам необходима помощь в том, чтобы разобраться в них и «запустить» в работу. Если в прошлом году советники вместе с учителями начальных классов только пробовали участвовать в программе «Орлята России», то в этом году все 10 школ округа участвуют в «орлятах», в некоторых школах участвует не один класс. Сегодня советники курируют апробацию новой программы, которая разработана для 5-х классов и называется «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Также советники помогают классным руководителям в реализации социальных практик по кинолекториям.
– Интересно. Я так понимаю, этим деятельность советника не ограничивается?
– Конечно, нет. Вместе с руководителем районной детской организации Еленой Викторовной Лубковой мы вовлекаем в подготовку и проведение районных событий не только вожатых, но и советников по воспитанию. Например, организовали поздравление педагогов с Днём учителя. Параллельно советники и вожатые организуют в школах участие ребят в акции «Письмо добра» – дети пишут письма поддержки нашим солдатам, здесь активно подключился районный совет старшеклассников, которым руководит Светлана Геннадьевна Мочалова, взяв на себя роль координатора этой акции в школах. Советники и вожатые вовлекают школьников в акцию «Отважным и важным», где можно разработать эскизы шевронов для наших солдат, помогают активистам в сборе батареек в рамках акции «Батарейки, сдавайтесь!».
– Ого! И всё это для достижения воспитательных результатов?
– Да, но важно ещё и то, что советники не единолично этих результатов добиваются. Команда педагогов школы – вот основная сила. Выстроить отношения, коммуникации и взаимодейст-вие с педагогами – тоже задача советника. Это тоже тема для беседы, как и тема взаимодействия советника с родителями. Но об этом можно поговорить в другой раз.
– Да, согласна. Сегодня получилась насыщенная и информативная беседа. В заключение скажите несколькими словами: советник по воспитанию – кто он?
– Советник по воспитанию – не только «навигатор детства», он ещё и сотворец, так как творит и создаёт вместе с детьми и педагогами, и организатор, и вдохновитель, и наставник. Ну и, конечно, ещё и первооткрыватель – он открывает мир детства с позиции новой философии воспитания, основанной на духовно-нравственных ценностях российского общества, таких как гражданственность, справедливость, милосердие, семья, труд, Родина.
Беседовала
Наталья Смирнова
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.