Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

30.08.2021 10:56 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 64(13480) от 30.08.2021 г.

ОАО «Автомобилист»: 75 лет на дорогах

На маршруте ПАЗ-3205

Уренскому автотранспортному предприятию ОАО «Автомобилист» – 75 лет. И это здорово, потому что далеко не всем районам удалось сохранить общественный транспорт. А в нашем округе практически все населённые пункты охвачены автобусным сообщением. Что даёт это людям?
Во-первых, возможность уехать по расписанию, 
во-вторых, льготы всем, для кого они предусмотрены: пенсионерам, школьникам, студентам.

Из истории

«Студебекеры»

В августе послевоенного 1946 года благодаря 16 автомашинам марки «Студебекер», присланным на станцию Урень из села Починки для перевозки зерна из Уренского, Тонкинского, Шарангского и Ветлужского районов, здесь образовалась транспортная организация «Починковская авторота» Горьковского облавтотреста, с которой всё, собственно, и началось. Руководил авторотой Григорий Ефимович Попов, а в 1948 году работу автопарка возглавил Иван Александрович Иванов. Время было сложное, из-за ужасного состояния грунтовых дорог машины выходили из строя, запчастей не было, дисциплина хромала.

ГАЗ -51

Укрепление материальной и кадровой базы предприятия началось, когда в 1951 году его возглавил бывший фронтовик Абрам Моисеевич Борщ. Этот человек хорошо знал технику, имел организаторские способности, был требовательным к себе и подчинённым. Наладилась дисциплина, стали поступать первые отечественные автомобили ГАЗ-51 с деревянными кабинами, очень тесные, холодные и сложные в эксплуатации. В 1953 году, когда автороту переименовали в Уренское автохозяйство, в нём на 50 работников приходилось 35 автомобилей.

Первые автобусы

Первые автобусы ПАЗ-651 в автохозяйстве появились в 1957 году. Их было всего пять, но благодаря им открылись первые маршруты перевозки пассажиров: Урень – Семёново, Урень – Красные Баки, а с 1958 года – Урень – Ветлуга. До этого учиться в Ветлугу студенты пед- и мед-училища из Уреня ходили пешком. В ноябре 1960 года был открыт маршрут Урень – Карпово. В это же время у предприятия открылись филиалы в Ветлуге, Тонкине, Шахунье, Шаранге.

Уренское автопредприятие внесло свой вклад в выполнение продовольственной программы. В 60-е – 80-е годы сводная автоколонна неоднократно ездила на уборку зерна в Липецкую, Саратовскую, Белгородскую, Омскую области и Алтайский край.

Предприятие укрупняется

В 1967 году автопредприятие возглавил Яков Васильевич Соколов. В 70-е годы были построены автостанции в пяти районных центрах, четыре ремонтные мастерские, котельная, первый восьмиквартирный дом для специалистов. Предприятие обслуживало шесть районов, автопарк насчитывал 150 грузовых автомобилей и 48 автобусов, число работающих достигло 420 человек.

А.Н. Торопов

Одно из лучших в области

Самыми успешными для Уренского автопредприятия стали 80-е годы. Тогда были построены административное здание, ремонтные мастерские, гаражные помещения из кирпича, проведено благоустройство территории, регулярно обновлялся подвижной состав. На смену маленьким автобусам ПАЗ-672 пришли большие комфортабельные ЛАЗ-695 и ЛИАЗ-677 и современные на то время машины КамАЗ. На городских маршрутах кондукторов не было, билеты выкручивали пассажиры через кассу самообслуживания.

В те годы директором автотранспортного предприятия был Анатолий Николаевич Торопов (1978 – 2004 гг.). В приоритете у него была забота о людях, благодаря этому сложился крепкий трудовой коллектив, было построено 78 квартир для работников автопредприятия. Уренское автохозяйство ежегодно признавалось одним из лучших среди предприятий ГП «Горькийавтотранс».

Акционерное общество

Однако перестроечные 90-е годы поставили предприятие в условия борьбы за жизнь. В результате приватизации оно было реорганизовано в акционерное общество ОАО «Автомобилист». Из его состава вышли автотранспортные филиалы Шахуньи, Ветлуги, Шаранги. Значительно сократились и количество автотранспорта, и коллектив, предприятие перешло в разряд убыточных. Большие автобусы стали постепенно заменяться на более экономичные ПАЗ-3205, профессия кондуктора вновь стала востребованной, ибо считать пришлось каждую копейку.

Б.А. Борщ

Борьба за выживание

В 2004 году, когда руководителем стал Борис Абрамович Борщ, численность работников составляла 212 человек, регулярность движения автобусов – 98,6%. Досконально зная производство, Борис Абрамович неоднократно проводил реорганизацию, делая всё возможное, чтобы ремонтировать изношенный автотранспорт, сохранять коллектив и качественно обслуживать имеющиеся маршруты.

В рыночных условиях справляться с этой задачей становилось всё сложнее: автобусы выходили из строя, пассажиропоток падал, убытки росли, обострялась проблема нехватки водительских кадров.

Однако предприятие по-прежнему работало, в лизинг было приобретено несколько новых автобусов, отремонтированы автостанция и административное здание.

В последние годы из-за изношенности большегрузных автомобилей и их невостребованности прекратила работу грузовая автоколонна, которая приносила основную прибыль ОАО «Автомобилист», но большинство автобусных маршрутов сохранилось.

Костяк коллектива ОАО «Автомобилист»

Должны работать для людей

О сегодняшнем дне ОАО «Автомобилист» мы беседуем с С.П. Молодцовым, который возглавляет предприятие с октября 2015 года.

– Сергей Павлович, скажите, пожалуйста, почему сокращаются автобусные маршруты?

– Это вынужденная мера, к которой мы прибегаем, чтобы сохранить предприятие. Убыль населения в сельских населённых пунктах и низкая платёжеспособность людей ведут к сокращению пассажиров. Автобусы ходят полупустыми. Мы уже не рассчитываем на прибыль, нам хотя бы убытки сократить. Ради экономии часть убыточных маршрутов мы объединили. К примеру, следуя из Б. Козляны, автобус заезжает в Горево, через Горево идут автобусы из Девушкина и Б. Кириллова. Понятно, что это тяжело, неудобно. Но у нас катастрофически не хватает водителей, а из 33 имеющихся автобусов 23 находятся в эксплуатации более 10 лет.

– Недавно в газете «Земля нижегородская» читала интервью с губернатором, посвящённое проблемам автотранспорта в нашей области. Информационным поводом к нему стало обращение в Общероссийский народный фронт жителей Краснобаковского района, где из-за нерентабельности были закрыты сразу четыре автобусных маршрута. Так вот, глава региона обещал помочь с приобретением новых автобусов и дал поручение региональному правительству рассмотреть возможность предоставления транспорта в лизинг.

– Мы, конечно, надеемся на помощь со стороны региона. Тем более, что в прошлом году, когда из-за пандемии по коронавирусу предприятие несколько месяцев практически не работало, спасением для нас стала субсидия в 10 миллионов рублей, которую мы получили от области, и 1,5 миллиона рублей на поддержку пассажироперевозок было выделено из муниципального бюджета. Мы даже новый автобус приобрели в лизинг. В этом году администрация Уренского округа тоже выделила 1,5 миллиона рублей. Но цены на всё резко выросли. К примеру, до 1 августа газ стоил 27,5 рубля за литр, сейчас – 31,5 рубля. Стоимость смазочных материалов с 2019 года увеличилась в два раза. Большой проблемой является для нас компенсация за перевозку льготных категорий граждан. Объясню почему. Если проезд в автобусе стоит 30 рублей, то компенсируется по социальным проездным нам только 23 рубля по городу. А по пригородным маршрутам нам компенсируется 3 рубля за один пассажиро-километр при стоимости 3 рубля 50 копеек. По школьникам и студентам компенсация ещё меньше – 20 рублей за поездку по городу, а по пригороду – 2 рубля 50 копеек за один пассажиро-километр.

С.П. Молодцов

– Сергей Павлович, есть ли у вашего предприятия какие-то скрытые резервы, которые пришло время использовать?

– Никаких резервов у нас нет. Нам говорят: сокращайтесь, закрывайте кассу на железнодорожном вокзале, которая сейчас заменяет автостанцию. А нам сокращаться уже некуда. Весь коллектив составляет 88 человек. За прошлый год, когда мы были вынуждены отправлять людей в неоплачиваемые отпуска, 12 % специалистов потеряли. У водителей пассажирского транспорта работа сложная: вставать нужно рано, движение по маршруту – строго по графику, транспорт старый, да ещё и пассажиры проблемные встречаются. А зарплата невысокая. Даже с учётом того, что в этом году мы её дважды на 10% увеличивали, средняя зарплата водительского состава не дотягивает до средней по отрасли.

– Скажите, неужели накануне 75-летнего юбилея предприятия вас, как руководителя, ничего не радует?

– Дороги радуют. Посмотрите, какими темпами они в нашем районе в этом году ремонтируются! С хорошими дорогами и автобусы дольше служат, и время движения по маршруту сокращается.

– Сергей Павлович, одной из самых острых сейчас является проблема кадров. Вы её как решаете?

– Как только ни решаем! И объявления о работе регулярно печатаем, и на категорию «D» обучаем за счёт предприятия с условием два года у нас отработать, только новичков практически нет. Держимся на старых проверенных кадрах. Не имея возможности дать людям достойную зарплату, пытаемся удержать осознанием собственной нужности в нашем коллективе. Оцениваем по труду, стараемся поддержать в сложные периоды жизни, лишний раз кому-то сказать сердечное спасибо.

Слесарь по ремонту автомобилей П.М. Богатырёв

– Неужели работает?

– Если бы не работало, наше предприятие могло бы и не дожить до своего 75-летия.

– Тогда назовите лучших специалистов, которые составляют костяк ОАО «Автомобилист».

– В первую очередь это наши водители автобусов: Александр Георгиевич Павлов, Николай Витальевич Кадильников, Александр Анатольевич Долинин, Юрий Фёдорович Троепёрстов, Владимир Иванович Смирнов, Михаил Николаевич Скворцов, Иван Васильевич Рыбаков, Сергей Андреевич Молотов, Владимир Тимофеевич Смирнов, Сергей Алексеевич Крутиков, Александр Устимович Козлов и другие. Хочется также назвать лучших кондукторов: это Анна Николаевна Серова, Наталья Вячеславовна Торопкова, Наталья Васильевна Маркова. Работу предприятия невозможно представить без наших специалистов: главного бухгалтера Светланы Николаевны Криницыной, старшего экономиста Татьяны Анатольевны Серовой, начальника отдела кадров Ларисы Павловны Борщ, старшего диспетчера Марины Евгеньевны Чистяковой, кассира автостанции Ларисы Николаевны Расторгуевой, контролёра технического состояния автотранспорта Виктора Сергеевича Рябкова, бухгалтера-кассира Ларисы Павловны Фёдоровой, ремонтных рабочих Юрия Викторовича Лебедева, Павла Михайловича Богатырёва, Александра Леонидовича Катютина, Алексея Михайловича Соловьёва.

– Скажите, какие прогнозы на ближайшее будущее у ОАО «Автомобилист»?

– Нестабильность жизни и растущая инфляция в масштабах государства не позволяют давать прогнозы, особенно оптимистические. Живём текущими проблемами: где взять деньги на зарплату, как рассчитаться с долгами за поставку горючего, чем оплатить налоги. Однако мы понимаем, что наше предприятие должно работать, ведь пока даже в самую отдалённую деревушку ходит рейсовый автобус, живущие там люди верят, что они находятся не на необитаемом острове, откуда никуда не уедешь. Что бы там ни говорили, но автобус был и остаётся самым доступным и в то же время надёжным видом транспорта.

Татьяна Журавлёва.

Фото автора, Дмитрия Политова, из архива предприятия и открытых интернет-источников

Автопарк предприятия с 1946 г.

Эволюция транспорта Уренского автопредприятия

«Студебекер»

ГАЗ-51

ПАЗ-651

ПАЗ-672

ЛАЗ-695

ЛИАЗ-677

Кстати

В 1966 году в Уренском автопредприятии была создана футбольная команда, в которой играли Михаил и Борис Борщ, Павел, Тимофей и Александр Корневы, Борис и Николай Сахаровы, Николай и Сергей Гурины.

В спартакиаде профсоюзов честь предприятия в различных видах спорта защищали Абрам Борщ, Анатолий Молодцов, Яков Соколов, Тамара Зернова, Анатолий Новосёлов.

Михаил Борщ был чемпионом района по шахматам и неоднократно побеждал в областных соревнованиях.

Золотой фонд

Н.Ф. Зябин

Награждены за трудовые заслуги

В.Я. Долгоруков и Г.В. Смирнов – орденом Трудового Красного Знамени;

В.А. Щёголев – орденом Трудовой Славы 3-й степени;

В.А. Веселов, П.Ф. Денник, Н.Ф. Зябин, И.П. Сахаров, Е.А. Смирнов – орденом «Знак Почёта»;

Н.Ф. Зябин и В.А. Щёголев – медалью «За трудовую доблесть»;

Н.Ф. Зябин, Е.А. Тиховодов, Я.Ф. Харчев – медалью «За трудовое отличие»;

водители М.М. Желнов, В.М. Новый и А.А. Цветков – медалью «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени;

руководители предприятия А.Н. Торопов и Б.А. Борщ – знаком «Почётный работник транспорта России». Б.А. Борщ, А.Н. Безруков, И.И. Паташов, Ю.Е. Смирнов, Г.И. Полозов – знаком «Почётный автотранспортник».

Удостоены почётных званий

В.А. Щёголев – «Заслуженный работник транспорта РСФСР»,

А.Н. Торопов – «Заслуженный работник транспорта РФ».

Династии

Уренское транспортное предприятие всегда славилось семейными династиями.

Из династии Борщ на предприятии работали директоры Абрам Моисеевич и Борис Абрамович, начальник отдела эксплуатации Михаил Абрамович, техничка Людмила Васильевна, механик Владимир Михайлович, начальник отдела кадров Лариса Павловна.

Вошли в историю предприятия водительско-диспетчерские династии Вершковых – Коробейниковых, Муравьёвых, Сахаровых – Целиковых, Тихомировых – Петроченковых.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

390