Трудные шаги жатвы
Овёс поспевал на глазах. Главный агроном ООО «Нива» Г.Ф. Хохлов тщательно проверял зёрна на спелость. Разминая колосья, осматривал их опытным взглядом, ощупывал пальцами, даже проверял на зуб.
«День-другой подождём, – мысленно рассуждал специалист, – и начнём уборку. Комбайнеры как раз дочинят машины, и всеми силами навалимся на работу». Промедление в таких случаях (это хорошо известно земледельцам) чревато потерями зерна. Урожайность яровых культур нынче по причине засухи и без того невысока. По словам Григория Фёдоровича, как и в прошлом году, составляет она у козлянцев чуть более 12 ц/га.
Старт жатве в ООО «Нива» дали 5 августа. В поле вышли сразу все пять комбайнов: четыре «Нивы» и «Енисей». В работу включились комбайнеры, что называется, без раскачки. Уже в первый день сжали более 50 гектаров овса и намолотили 70 тонн зерна. В последующие дни эти цифры стали заметно прибавляться. На момент нашего приезда в хозяйство здесь было убрано до 45 процентов зернового клина и намолочено около 600 тонн зерна.
С первых дней жатвы вперёд вышел Н.Н. Смирнов. Это один из старейших механизаторов хозяйства, в активе которого не один десяток сезонов, проведённых за штурвалом комбайна. Богатым опытом Николай Никандрович охотно делится со своими более молодыми товарищами. В частности, за советом к нему нередко обращается А.А. Морозов, который по намолоту зерна идёт следом за лидером жатвы. Андрей Александрович на обмолоте зерновых тоже не новичок: нынешняя жатва у него седьмая по счёту. «Когда рядом надёжный товарищ, чувствуешь себя увереннее», – справедливо отметил механизатор.
В первую тройку по намолоту входит и С.А. Морковкин. По должности Сергей Александрович – заместитель директора хозяйства. Сферу его ответственности составляет производство кормов. Но не чурается он и нелёгкой механизаторской ноши, умело обращается с техникой. Добрыми словами отозвался Г.Ф. Хохлов о комбайнерах А.М. Кварацхелии и В.Н. Ледневе, которые трудятся тоже добросовестно, без нареканий и замечаний.
Стараниями комбайнеров валовой намолот зерна увеличивается в хозяйстве в среднем на 50 – 60 тонн в день. Могли бы они намолачивать и больше, если бы не подводила техника. Комбайны, которые имеют просто запредельный срок эксплуатации, ломаются чуть ли не ежедневно. Мелкие неисправности устраняются прямо на месте, чему в немалой мере способствует В.В. Политов, который одинаково добросовестно выполняет обязанности сварщика и тракториста. А вот поломка двигателя, из-за чего не один день бездействовала машина А.М. Кварацхелии, на темпе уборки, конечно, сказалась.
Тем не менее в целом жатва в хозяйстве идёт в хорошем ритме. Свой вклад в продвижение дела вносят люди, занятые на отвозке зерна от комбайнов и его переработке. На отвозке зерна используются три транспортные единицы. Это автомобили ГАЗ-3307 и ЗиЛ-130, на которых работают, соответственно, Н.А. Кудрявцев и Ю.В. Политов, и трактор МТЗ-82, на котором трудится Н.А. Александров. Несмотря на большое расстояние, они своевременно успевают отвозить зерно от комбайнов, тем самым не допуская их простоев из-за транспорта.
Переработка зерна производится на карусельной сушилке и сушильно-сортировальном комплексе КЗС-20. При 12 – 15-процентной влажности, каким зерно идёт от комбайнов, оно не нуждается в большой сушке. Тем не менее хватает дел оператору карусельной сушилки С.Ю. Пшеницыну и его помощнику А.Е. Романову, а также старшему оператору сушильно-сортировального комплекса Д.Е. Дзидзигурии и его молодому помощнику C.С. Рябкову. Они успевают своевременно перерабатывать намолоченное за день зерно, не упуская из виду и качественную сторону выполняемого дела. С.Ю. Пшеницын и А.Е. Романов готовят семена под будущий урожай. Это непростая задача, но они с ней тоже хорошо справляются. Подтверждением тому – 300 тонн семенного материала, которые операторы подготовили на сушилке.
На освобождённых от зерновых культур площадях сразу же убирается солома и ведётся вспашка почвы под зябь. На пресс-подборщике работает А.Н. Мавричев. Вспашкой почвы занимаются С.Н. Сметанин и А.В. Лебедев. Пока находился на ремонте двигатель его «Енисея», работал на подъёме зяби и А.М. Кварацхелия.
Леонид ПОТЕХИН.
Фото Дмитрия ПОЛИТОВА
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.