Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

26.07.2021 10:08 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 54(13470) от 26.07.2021 г.

Жить по Евангельским заповедям

Первая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим»

Газета «Уренские вести» запускает новый проект, который называется «Десять заповедей». Цель проекта – показать, что 10 заповедей – это 10 правил, которые нужно знать и соблюдать, чтобы прожить жизнь достойно.

Рождённые во времена атеизма, мы до сих пор не можем постигнуть суть Божиих заповедей, по которым жили наши предки. А ведь они – основа основ, главные правила жизни, данные человечеству Богом. Над ними не властно ни время, ни войны, ни революции. Даже 70 лет гонений на православную церковь не искоренили в русском человеке веру в Бога. Сколько священников было репрессировано, сослано, расстреляно… Но вера не умерла, а народ, почувствовав себя обманутым и ненужным, стал восстанавливать поруганные святыни, открывать старые и строить новые храмы. Казалось бы, это дало возможность изменить жизнь: войди в дом Божий, открой своё сердце для Отца своего Небесного и всё пойдёт по-другому. Только много званых, да мало избранных. Проект «10 заповедей» адресован и тем, и другим. В нём толкование каждой из 10 заповедей даст благочинный Уренского округа Валерий Юшков, а мы постараемся их проиллюстрировать на примерах конкретных человеческих судеб.

Ветхозаветные скрижали

Десять заповедей, начертанных на скрижалях, были даны Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена через пустыню. На протяжении 70 лет эти люди, отошедшие от Бога из-за грехов своих, претерпевали страшные лишения: жажду, мор, голод, болезни, нашествия саранчи и лягушек. Моисей молился за народ еврейский 40 дней, а когда спустился с горы Синай с данными Господом правилами спасения, увидел, что ожидавший его народ сотворил себе Золотого тельца (идола) и поклоняется ему. Разгневанный Моисей разбил скрижали, но Бог повелел ему высечь новые, на которых вновь высветились утраченные заповеди. В Нагорной проповеди Христа эти заповеди трансформируются, их называют «Евангельскими заповедями блаженства».

Недавно я узнала, что село Темта является родиной архиепископа Иоасафа (Павла Дмитриевича Каллистова). Эту новость сообщил мне праправнук последнего настоятеля Темтовской церкви Владимира Воздвиженского Александр Мартынов. Сначала я решила, что этого просто быть не может. Но, «проблуждав» несколько дней в интернете, а затем для достоверности обратившись к краеведу из Шаранги Тамаре Васильевне Петуниной, которая на протяжении нескольких лет занималась изучением священнического рода Каллистовых, поняла, что это не ошибка, а если и ошибка, то не случайная.

Архиепископ Иоасаф

Костромская духовная семинария

Архиепископ Иоасаф

Так кто же такой архиепископ Иоасаф? Данные о нём я нашла в Православной энциклопедии.

Архиепископ Иоасаф (в миру Павел Дмитриевич Каллистов) родился 20 октября 1850 года в селе Темта Варнавинского уезда Костромской области в семье священника Костромской епархии. Напомним, что Уренский район был создан 10 июля 1929 года, а до этого времени вошедшая в него территория находилась в составе Варнавинского уезда. Поначалу данных о его родителях я не нашла, но Т.В. Петунина предоставила мне данные о его брате. Николай Дмитриевич Каллистов родился 5 марта 1853 года в семье псаломщика в селе Скоробогатово Макарьевского уезда Костромской губернии. По современному административному делению это Ковернинский район. По всей видимости, детство и юность Павла Каллистова прошли именно там.

Затем он поступил в Костромскую духовную семинарию. В списке выдающихся выпускников П.Д. Каллистов – епископ Новогеоргиевский Иоасаф – значится как выпускник 1872 года. В 1876 году он закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был определён преподавателем греческого языка в Литовскую духовную семинарию. Венчался с дочерью православного священника Стефанидой Семёновной Будилович. В 40-летнем возрасте Павел Дмитриевич был рукоположен в иерея и назначен законоучителем Варшавского Александрийско-Мариинского девичьего института. В 1892 году он уже протоиерей, благочинный церквей Варшавского округа, в 1902 году – настоятель Варшавского Свято-Троицкого кафедрального собора. В 1904 году у них со Стефанидой родился сын Дмитрий. После смерти жены, оставив восьмилетнего сына на попечение его крёстного отца – Бориса Дмитриевича Грекова, 62-летний П.Д. Каллистов принимает монашество, а на следующий день его возводят в сан архимандрита. Спустя неделю он становится епископом Новогеоргиевским, викарием Варшавской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Александро-Невская лавра, где состоялась хиротония епископа Иоасафа

Патриарх Тихон

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. В 1915 году, перед оккупацией Варшавы германскими и австро-венгерскими войсками, Варшавская канцелярия, монастыри, большинство учебных заведений и священнослужителей были эвакуированы в Россию, в их числе и епископ Иоасаф. Решение было своевременным. После вступления немцев в Варшаву Троицкий собор был обращён в костёл. Однако на родине епископа Иоасафа ждали ещё большие испытания: две революции, кровавая междоусобная бойня, гонения на церковь, поругание святынь. Господь отвёл ему в этих событиях роль миротворца, и Иоасаф с Божией помощью нёс этот неимоверно тяжкий крест.

После февральской революции 20 марта 1917 года епископ Иоасаф был временно назначен управляющим Московской епархией и в течение трёх месяцев стоял во главе московского духовенства, которое не признало Временного правительства, свергнувшего царя. Вместе с патриархом Тихоном архиепископ Иоасаф (возведён в сан 15 августа 1917 года) призывал к прекращению братоубийственной кровопролитной бойни во время уличных боёв при захвате большевиками Московского Кремля. А 13 ноября 1917 года вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) и архиепископом Кишинёвским Анастасием (Грибановским) сове ршил церковное погребение студентов и юнкеров, погибших в этих боях. Это был не только духовный, но и гражданский подвиг. Архиепископ Иоасаф понимал, что это грозит жестокой расправой, однако поступил так, как заповедовал Господь. Будучи священником, он окормлял верующих вне зависимости от того, на чьей стороне они оказались, стараясь удержать от греха именем Божиим.

Но развязавшуюся борьбу за власть уже было не остановить. Понимая влияние духовенства на народ, 20 января 1918 года советская власть издаёт декрет об отделении церкви от государства. Национализируется церковное имущество, духовные учебные заведения передаются в ведение государства, святыни изымаются и оскверняются, монастыри закрываются. Встающие на их защиту священники принимают мученическую смерть. Только за один 1918 год были расстреляны 827 священников и монахов, на конец 1920 года в России уничтожено 673 монастыря.

Участь мученика постигла и архиепископа Иоасафа. В ночь с 24 на 25 декабря 1919 года он был арестован ВЧК и заключён в тюрьму на Лубянке. Там 69-летний архиепископ тяжело заболел. Умер после освобождения 3 февраля 1920 года. Был захоронен в Московском Богоявленском монастыре. Чин его отпевания проводил патриарх Тихон.

Павел Дмитриевич Каллистов был личностью незаурядной и заповедь «Возлюби Господа Бога твоего» была главным путеводителем всей его жизни. Он так преданно служил Богу и своему Отечеству, что за свои гражданские подвиги трижды награждался орденом Святого Владимира. Поучительна и судьба его единственного сына. Дмитрий стал видным советским учёным, профессором исторического факультета Ленинградского государственного университета, автором учебников «История Древней Греции», «История Древнего Рима». За книгу «Северное Причерноморье в античную эпоху», изданную в 1952 году, Дмитрия Павловича Каллистова (1904 – 1973 гг.) называют последним историком Российского Крыма.

Дмитрий (сын архиепископа Иоасафа)

Иерей Димитрий

Сложно писать материалы о людях, которые жили более века тому назад, когда нет ни очевидцев, ни родственников, а сохранившиеся данные, как правило, противоречивы. Вот и сейчас, уже заканчивая этот материал, я не была уверена, что село Темта, указанное в церковной энциклопедии как место рождения архиепископа Иоасафа, на самом деле является его малой родиной. И вдруг произошло чудо. Ответ на этот вопрос я получила от самого Павла Дмитриевича Каллистова. Да, да, не удивляйтесь! Пытаясь выяснить, за что был награждён архиепископ Иоасаф, я наткнулась на данные об его отце. В газете «Костромские епархиальные ведомости» за 1892 год, № 13, была напечатана статья, посвящённая 50-летнему юбилею служения церкви Божией священника Успенской церкви села Холкино Дмитрия Григорьевича Каллистова, и большую часть этой статьи занимало «похвально-умилительное слово, составленное старшим сыном юбиляра – законоучителем Варшавского Александрийско-Мариинского института Павлом Каллистовым».

С большой любовью Павел Каллистов пишет строки, посвящённые своему отцу. Документ большой, поэтому мы не можем воспроизвести его полностью. Приведём хотя бы отрывки, стараясь сохранить суть». «Рождённый в бедной семье сельского причётника, лишённый почти с первых дней нежных ласк матери… Дмитрий Каллистов в первых впечатлениях детства чутким сердцем почувствовал горечь и неправду жизни».

«Отец Дмитрия по бедности не мог дать сыну соответствующего его способностям образования, и лишь благодаря участию деда-иеромонаха он успешно прошёл скудную образовательными средствами причётническую школу и определился на низшую церковную должность пономаря. Скромная церковь села Высоково, а потом местожительство деда, богоспасаемая обитель Ипатиевская с её храмами – вот где отрок находил развлечение, отраду и утешение в своём грустном одиночестве и бесприютности. Религиозное настроение и миросозерцание стало неизгладимой чертой его характера, железная сила воли – второй его особенностью. С этими-то двумя подпорами, без защитников и покровителей пускается отрок в самостоятельную жизнь в уповании на промысел Божий.

Четырёхлетняя служба в низшей церковной должности вдали от родных (3 января 1842 года он был определён в пономари Николаевской церкви села Чудцы Солигаличского уезда) была нелегка, особенно в эпоху крепостного права. Приходилось терпеть много, и юный клирик терпел, отводя душу в молитвах. Затем – возвращение в Скоробогатово Макарьевского уезда, женитьба, жалование по 24 рубля в год. Жили бедно, всё нужное для себя и для детей делали своими руками. Работали в поле и по хозяйству, пряли, ткали, шили не только одежду, но и обувь».

«Под гнётом нужды и низкого положения, без просвета впереди можно было потеряться, погрузиться в тупое равнодушие, но энергия, окрыляемая надеждой на помощь Божию, двигает причётника на новую лучшую дорогу, – пишет Павел Дмитриевич, рассуждая о судьбе своего отца. – Во время поездки с благочинным в епархиальный город он покупает старшему сыну (Павлу) азбуку, а себе – Пространный Катехизис Филарета и выучивает его от начала до конца. Весною 1862 года он подаёт прошение о посвящении в дьякона самому владыке Платону, прослывшему Грозным. Это была дерзость, однако владыка допускает его к экзамену, а увидев блестящие результаты, сам испытывает просителя и посвящает его в дьяконы. Служба дьяконом в Троицкой церкви села Карегино Макарьевского уезда продолжалась пять лет. За это время подросли сыновья, их нужно было учить, а денег катастрофически не хватало. На помощь пришёл владыка Платон.

23 февраля 1867 года Д.Г. Каллистов был рукоположен во священника единоверческой церкви села Темта, где он служил до 13 декабря 1885 года».

Управляя Покровской церковью села Темта в течение 18 лет, Д.Г. Каллистов украсил храм; упорядочил совершение церковного богослужения, отчего прежде пустая церковь при нём стала в воскресные и праздничные дни полна богомольцев; устроил дома причта церковно-приходские; своими простыми беседами обратил к церкви Божией более ста раскольников. Деятельность его по расколу архипастырь Платон выставлял на вид другим окрестным, даже образованным священникам для подражания…

Храм в с. Роженцово

Сергей (сын Н.Д. Каллистова)

Оплот больших свершений

Ну что ж, пора подводить итоги. Два месяца я искала доказательства, что Павел Дмитриевич Каллистов родился в Темте. Теперь я знаю, что он родился в селе Скоробогатово, а в энциклопедии допущена ошибка. Но ведь именно благодаря этой ошибке выяснилось, что к единоверческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы архиепископ Иоасаф имеет прямое отношение. Только благодаря тому, что в феврале 1867 года его отца Д.Г. Каллистова посвятили в иереи и направили служить настоятелем в Темтовский храм, в семье появилась возможность отправить 16-летнего Павла учиться в Костромскую духовную семинарию, а затем в духовную академию Санкт-Петербурга. В 1875 году Костромскую духовную семинарию закончил и его брат Николай – священник храма в честь Казанской иконы Богородицы села Роженцово, заведующий и законоучитель Широковского земского училища (Ветлужский уезд), который за свои заслуги был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Третий брат, Иван Дмитриевич, служил дьяконом. Сестра Любовь Дмитриевна, рождённая в сентябре 1866 года, получила учительское образование, замуж вышла за Николая Александровича Щёкина, который служил священником в церкви села Знаменское на реке Ветлуге. Получается: становление всех детей священника Дмитрия Каллистова так или иначе связано с Покровской церковью села Темта, где они впитали в себя дух твёрдой веры и были верны ему всю жизнь.

Вот она, первая и самая главная заповедь «Возлюби Господа Бога твоего», которая стала основой жизни целого священнического рода Каллистовых. Какие бы испытания ни выпали на их долю: бедность, нужда, гонения, войны, революции, аресты, закрытие храмов и монастырей, изъятие церковных ценностей и осквернение святых мощей, они уповали на промысел Божий, и Господь давал им гораздо больше, чем каждый из них мог заслужить.

Татьяна ЖУРАВЛЁВА.

Фото из открытых интернет-источников

Дух твёрдой веры

В списке новомученников и исповедников, за Христа пострадавших в годы гонений на Русскую православную церковь в XX веке, есть имена и наших земляков. Жительница г. Уреня Лидия Петровна Парфёнова выписала из Книги памяти жертв политических репрессий по Нижегородской области имена священников, служивших в храмах нашего района, большинство из них были приговорены к высшей мере наказания.

Урень

Владимир Кузьмич Успенский (1873 г.р.). Протоиерей храма Трёх Святителей, уездный миссионер благочинный Уренского округа, создавший первую библиотеку и общество трезвости в селе Урень. За участие в крестьянском мятеже 1918 года на стороне восставших был арестован. Вернувшись из заключения, в 1923 году умер, похоронен у стен храма Трёх Святителей.

Владимир Павлович Соколов (1875 г.р.) – священник храма Трёх Святителей. Арестован 25 июня 1937 года, приговорён к высшей мере наказания.

Никанор Николаевич Шестипёрстов (1876 г.р.), дьякон. Арестован 1 октября 1937 года, 19 ноября приговорён к высшей мере наказания, 2 декабря 1937 года расстрелян.

Непряхино

Иван Фёдорович Тонев (1882 г.р), священник, настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Арестован 10 ноября 1937 года, 19 ноября приговорён к высшей мере наказания, 2 декабря расстрелян.

Игнатий Никифорович Тиховодов (1889 г.р.) – священник этого же храма, за религиозные убеждения арестован 11 ноября 1937 года, 2 декабря приговорён к расстрелу, 16 декабря приговор приведён в исполнение.

Веденино

Василий Иванович Смирнов (1876 г.р.), священник. Арестован 16 декабря 1937 года, 31 декабря приговорён к расстрелу, 10 января 1938 года приговор приведён в исполнение.

Темта

Фёдор Иванович Преображенский (1881 г.р.), священник. Арестован 30 октября 1937 года, 19 ноября приговорён к высшей мере наказания, 2 декабря расстрелян.

Николай Николаевич Лебедев (1872 г.р.) – уроженец с. Темта, служил священником в церквях с д. Широкое и с. Лушмарь. Арестовывался дважды: 21 октября 1932 года и 11 декабря 1937 года, 30 декабря 1937 года приговорён к расстрелу, 27 января 1938 года приговор приведён в исполнение.

Мокроносово

Тимофей Михайлович Вихарев (1866 г.р.), активный церковник. Арестован 16 ноября 1937 года, 19 ноября приговорён к расстрелу, 2 декабря приговор приведён в исполнение.

Красногор

Владимир Андреевич Малинов (1889 г.р.), священник Николаевской церкви. В 1927 году церковь сожгли, защищавшего его священника арестовали. Отсидев восемь лет в заключении, В.А. Малинов вернулся домой.

Горево

Иван Иванович Предтечинский (1873 г.р.) священник. Арестован 23 октября 1937 года, 19 ноября приговорён к высшей мере наказания, 2 декабря расстрелян.

Титково

Фёдор Макарович Мастеров (1880 г.р.) священник. Арестован 24 октября 1937 года, расстрелян 2 декабря

М. Песочное

Никита Зиновьевич Виноградов (1870 г.р.), священник. Арестован 1 ноября 1937 года, 19 ноября приговорён к высшей мере наказания, 2 декабря расстрелян.

Карпово

Василий Степанович Степанов (1874 г.р.), священник. Арестован 16 ноября 1937 года, 19 ноября приговорён к расстрелу, 2 декабря приговор приведён в исполнение.

Карпуниха

Игнат Герасимович Цветов (1876 г.р.), священник. Арестован 18 сентября 1937 года, 19 ноября приговорён к высшей мере наказания, 2 декабря расстрелян.

Копылиха

Михаил Андреевич Баранцев (1888 г.р.), активист-церковник. Арестован 6 ноября 1937 года, 19 ноября приговорён к высшей мере наказания, 2 декабря расстрелян.

Поч. Степановский

Павел Агафонович Богомолов (1866 г.р.), священник. Арестован в 1932 году, приговорён к высшей мере наказания в 1937.

Чёрное

Александр Ильич Рязанцев (1877 г.р.), священник. Арестован 4 ноября 1937 года, 19 ноября приговорён к расстрелу, 2 декабря приговор приведён в исполнение.

Думается, этот список далеко не полный. Мы уже рассказывали о роде Иерусалимских из с. Карпово и роде Воздвиженских из с Темта.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

46