Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

01.06.2021 10:58 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39(13455) от 01.06.2021 г.

Главное – внутреннее ощущение счастья

Е.А. Носова

Представьте себе один из уютных вечеров в кругу семьи. Папа сажает пятилетнюю дочь рядом с собой и берёт в руки книгу. Это сказка «Морозко». И к концу вечера то, что не удаётся маме, получается у папы, девочка сама начинает читать. А вот она же в 16 лет ночью, чтобы никого не разбудить, под одеялом с фонариком читает подаренную родителями книгу «Волкодав» Марии Семёновой. На уроки на следующий день девушка пришла с красными глазами, и когда учительница информатики спросила её о том, почему она дремлет, ответ её очень удивил. «Знаете, я всю ночь читала», – сказала ученица.

Этими самыми яркими воспоминаниями из детства поделилась со мной моя собеседница – учительница русского языка и литературы, председатель совета молодых педагогов «Феникс» Екатерина Александровна Носова. По её признанию, она очень благодарна родителям за то, что они привили ей любовь к чтению. Это увлечение сформировало её богатый внутренний мир и отчасти определило дальнейший профессиональный выбор. В беседе с этой молодой женщиной я нашла много для себя интересного и поучительного. В чём вы также можете убедиться, прочитав это интервью.

– Екатерина Александровна, когда к вам пришло решение, что вы будете педагогом?

– Учителем я решила стать в достаточно юном возрасте. Это был 8-й класс. Тогда я хотела либо в журналистику пойти, либо в педагогику. Но у меня перед глазами был очень хороший пример педагогов Арьёвской школы – первой учительницы Анны Викторовны Тороповой, Татьяны Васильевны Блиновой, Веры Васильевны Большако-вой, Татьяны Николаевной Губанищевой. Они на меня произвели такое сильное впечатление, я так прониклась их предметами, что в 11-м классе уже твёрдо была уверена, что пойду в педагогический вуз. Документы подавала на два факультета: исторический и филологический. Сначала прошла на филологический, решила: так тому и быть. Когда стала преподавать в школе, поняла, насколько эта профессия интересная и многогранная, поскольку здесь ты можешь проявить себя с разных сторон, повлиять на другого человека: донести до него то, чем ты полон сам.

– Оторвать современных детей от компьютеров и увлечь их чтением – достаточно не простая задача. Как вы с этим справляетесь?

– Конечно, любовь к чтению формируется прежде всего в семье. Если мама с папой нечитающие, то большая вероятность, что и ребёнок не будет читать. У нас в школе предмет «Литература», конечно, очень академично построен. Ребёнку порою тяжело бывает читать психологически сложный текст. Чтобы увлечься чтением, я бы посоветовала почитать детям современных авторов. Например, роман «Гарри Поттер» хоть и ругают за некую ходульность, сюжетность, но я бы рекомендовала: хороший герой, интересные события, показаны отношения между друзьями. Словом, я бы посоветовала читать больше те книги, к которым лежит душа.

Я считаю, что любовь к чтению надо всё-таки прививать через чувства, поэтому на своих уроках стараюсь рассказать интересные факты о писателях, что ими двигало при написании того или иного произведения. Чтобы ребёнок понимал, что текстовая ткань – не груз, а живая материя, из которой соткана жизнь. Обычно я спрашиваю у учеников, какие чувства они испытали при чтении? Мне хочется, чтобы они увидели в героях реальных людей, которые жили, чувствовали, ошибались...

– Безусловно, изюминкой в этом плане является «Пушкинский бал», который вы ежегодно проводите со своими учениками.

– Действительно, «Пушкинский бал» я провожу именно для того, чтобы ребята погрузились в эпоху Пушкина, почувствовали время расцвета дворянской культуры. Мы для этого и музыку подбираем соответствующую, какие-то романсы на стихи Пушкина и других поэтов той поры, с помощью костюмов и декораций стараемся воссоздать быт, атмосферу той эпохи, чтобы дети прониклись этой красотой. Ведь красота воспитывает. Согласитесь, если вы прекрасно одеты, подтянуты, танцуете изысканные танцы, ваши речи полны благородства и высоких чувств, то вы начинаете держать себя по-другому, воспринимать мир через образы высоких категорий. Это формирует внутреннюю культуру. Сейчас используется очень много сниженной лексики. Сидя в «ТикТоке», «Инстаграме», куда весь этот «шлак» скидывается, дети перенимают этот стиль общения. Но, когда они видят, что есть другой, красивый мир, они начинают задумываться: может, не надо столько использовать ненормативной лексики?!

– А как вы относитесь к тому, что все книги начали маркировать? Ведь тогда под возрастные ограничения попадает вся классика.

– Я об этом не слышала, но уже видела, что на современных изданиях ставят такую маркировку. Что касается классических произведений, то я против их маркировки. У классики нет сорта свежести и нет возраста, она вечна. Конечно, в произведениях того же Достоевского есть моменты, пока недоступные для понимания школьников. Сейчас у них одно восприятие, в 26 лет они будут мыслить совершенно по-другому. Но классику нужно читать, чтобы сформировался читательский душевный опыт. У человека душа должна взрослеть через какие-то переживания, потому что душа, не знающая страданий, не взрослеет, она остаётся инфантильной, незрелой. А когда человек пережил какие-то страдания, даже с литературным героем, посочувствовал ему, он уже сам становится милосерднее, доб-рее. Поэтому я не думаю, что в школе введут запрет на изучение классики. Что нам тогда останется? Сказки? Но сказки хороши только до определённого возраста.

– Екатерина Александровна, есть ли у вас любимые произведения?

– Мне, как филологу, читающему много книг, очень трудно выбрать. Из русских классиков мне очень нравится Пушкин. Он был человеком с позитивным мировоззрением, прекрасно понимал все проблемы общества, почему люди страдают и тоскуют, но подходил к этому с такой точки зрения, что всё пройдёт, надо только сейчас пережить, продержаться.

Жизнь никогда не была сладкой. После него мировоззрение пошло по гоголевскому пути, стало несколько саркастичным, пессимистичным. Из произведений зарубежных писателей очень люблю роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Это в какой-то степени роман-назидание, но он очень многоплановый. Перечитываешь и каждый раз открываешь в нём для себя что-то новое.

Очень сильное впечатление на меня также произвела книга Тихона Шевкунова «Несвятые святые», которую я прочитала около года назад. Книгу написал монах, написал о том, как он пришёл к вере и какую роль Бог играет в жизни человека. Из книги мы узнаём о том, как присутствие Бога проявляется в каждом человеке, в каждой семье, бывает это всегда по-разному, и что Бог творит добро руками других людей. В поиске зерна вечного автор позволяет нам приблизиться к пониманию устройства мироздания и ощутить свою роль в нём. Если взять, к примеру, Достоевского, то он о тех же вещах говорит совершенно по-другому. Для меня эта книга стала настоящим открытием, она перевернула моё сознание, заставила по-новому взглянуть на себя, свою работу, своих близких.

– А есть ли литературная героиня, с которой вы себя отождествляете или на которую хотели бы быть похожей?

– Есть. Это героиня Марии Семёновой Валькирия из одноимённого романа и, пожалуй, Элизабет из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Эти героини похожи тем, что они и умеют идти до конца в своих убеждениях. У них, как и у меня, есть ощущение, что ты не совсем вписываешься в ту среду, в которой живёшь, в чём-то ты не похожа на других людей. Особенно я это ощущала в подростковом возрасте. Я очень любила читать, некоторые мои сверстники не понимали моего увлечения. А я про себя думала: «Ну и что, ну и пусть, всё равно читать буду». И тогда, и сейчас, так же, как и эти героини, я стараюсь оставаться верной самой себе.

– Неудивительно, что вы активно влились в совет молодых педагогов «Феникс» и даже возглавили его работу.

– В моей жизни есть моменты, которые я заранее не планирую. Они происходят случайно. Так же получилось и с «Фениксом». Я один раз поучаствовала в КВН, и прежний председатель Анастасия Григорьевна Пеплова, которая к тому моменту уходила в декрет, на роль руководителя предложила мою кандидатуру. Я согласилась, хотя тогда ещё слабо представляла, что от меня требуется. Анастасия Григорьевна объяснила, как работать, начальник управления образования Ирина Ивановна Спирина и её заместитель Александр Аркадьевич Смирнов меня поддержали, и я начала работать. Постепенно у нас на базе старых активистов стали собираться новые. И в результате получилась сильная, сплочённая команда интересных, харизматичных личностей.

– А что из дел, реализованных «Фениксом», вы бы особо выделили?

– Наверное, квест, который мы проводили на уровне города. Реализовать такое достаточно крупное мероприятие для разных организаций, а участвовало 10 команд, общее количество участников – 78 человек, было непростой задачей.

Где-то месяц мы к нему готовились, разрабатывали маршруты. А когда после мероприятия, наконец, смогли выдохнуть, потом так собой гордились, что мы это сделали!

– А что вам даёт участие в «Фениксе»?

– Объединение молодых педагогов создано в первую очередь для того, чтобы мы все познакомились, оказывали друг другу поддержку, общались. Очень важно знать, что рядом с тобой есть неравнодушные люди, которые хотят что-то делать, двигаться вперёд, развиваться, с которыми интересно. Те, кто прошёл через «Феникс», очень хорошо раскрылись и в своей профессиональной деятельности. К примеру, Александр Фёдорович Скворцов пять лет был капитаном команды совета молодых педагогов на спортивных мероприятиях, теперь он стал заместителем директора ФОКа по спортивно-массовой работе. Анастасия Григорьевна Пеплова, которая с самого начала была локомотивом «Феникса», теперь успешно справляется с обязанностями директора Горевской средней школы. То есть, кроме всего прочего, это ещё и очень хорошая школа для тебя как организатора того же классного коллектива.

Беседовала Ирина Смирнова.

Фото автора.

Окончание

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

236