Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

14.05.2021 10:58 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34(13450) от 14.05.2021 г.

Родные люди

Дружная семья Сметаниных в Б. Козляне

15 мая – Международный день семьи

Крестик

Май 1995 года. Николай Сметанин уезжает в Чечню. Четырёхлетний Димка и пятилетний Иванко ещё не знают, почему папа так крепко обнимает их. Младший снимает с себя нательный крестик и протягивает его отцу:

– Папка! Это тебе мой подарок!

– Димкин крестик спас мне жизнь, когда я решил поехать на войну в Чечню, – уверенно говорит Н.Г. Сметанин, – мне говорили: «Оттуда не возвращаются». А я вернулся, отслужив в отдельном танковом батальоне 100 дней, которые забыть невозможно. Ни знаков отличия, ни званий там не было. Была война, бойцов не хватало, еду добывали сами, чаще всего хитростью уводя скот у местного населения. Днём – жара невыносимая, а ты везёшь снаряды, являясь для врага живой мишенью. Ночью спали урывками в полном обмундировании, не выпуская из рук оружия. Обстрелы, бомбёжки, атаки… Я был контужен. Когда пришёл в себя, понял, что больше воевать не хочу. Потянуло к жене, к детям. Дороже их для меня уже ничего не было. Обещание Богу дал: если вернусь живым, родим третьего ребёнка. В 1998 году у нас появился Сергей.

Чечня стала поворотным моментом в судьбе Николая Геннадьевича. Молодой, горячий, воспитанный без отца, он часто принимал решения, ни с кем не советуясь.

Люда, Людочка, Людмила

С Людой он познакомился в августе 1988 года. Увидел скромную восемнадцатилетнюю красавицу, присланную после окончания Лысковского училища работать на почту в деревню Баженово, на танцы пригласил, а через 17 дней заслал сватов. А Людочка, влюбившись без памяти, выскочила за него замуж.

Николай был на четыре года старше её, отслужил в армии, в колхозе дом ему дали, в котором он жил вместе с матерью и бабушкой. Приняли невестку по-доброму. Сразу после свадьбы купили молодые корову и впряглись в хозяйство. Один за другим родились дети. Только жизнь не радовала: дела в колхозе становились всё хуже. Продукты – по талонам, цены бешеные. Корова, овцы, поросята, гуси, утки, сенокос, огород… И всё это легло на плечи Людмилы, когда мужу воевать вздумалось.

– Кошу одна и плачу, – вспоминает Людмила Ивановна. – А куда деваться? У нас дети. Они писем ждут от папы. Ни одного вечера не пропустили, чтобы программу новостей не посмотреть, в которой показывали сводку чеченских событий. Тут уж не до обиды, только и делала, что Бога молила, чтобы Коленька живым вернулся.

Война перековала

Жену и детей Николай Сметанин и раньше любил, а после Чечни эта любовь особой нежностью и заботой проявляться стала. Для матери жены он дом рядом со своим купил и перевёз Раиду Васильевну из деревни Свищёво. Чтобы семью обеспечить, занялся перевозкой пиломатериалов. А когда возвращался из дальних поездок, помогал жене по хозяйству.

Иван, Анна и Сонечка

Дмитрий, Ксения и Василиса

Наградой стали дети

Сыновей своих Сметанины с ранних лет к труду приучали, и теперь по праву могут ими гордиться. Иван пошёл по стопам отца, живёт в Урене, работает водителем-дальнобойщиком. У него жена Аня и дочь Сонечка. Дом, в котором они живут, родители помогали строить. Николай Геннадьевич и теперь при каждой возможности к сыну заглянуть старается, привозит в гостинец домашние продукты.

Дмитрий – кадровый военный, закончил академию МВД, живёт и работает в Сарове. Вместе с женой Ксенией они служат в Росгвардии. В отпуск приезжают к родителям в Б. Козляну, помогают по хозяйству. Любит гостить в деревне и их маленькая дочь Василиса.

По долгу младшего

А вот младший сын Сергей от родителей уезжать не собирается. Закончил УИЭТ и вернулся работать механизатором. Да не один, невестку с собой привёз, которая Ветлужское медицинское училище заканчивает. Бабушка Раида Алёну оценила по-старинному: «Девушка хорошая. Когда мы с Людмилой ковидом тяжело болели, Алёна нас лечила, уколы делала. Думаю, фельд-шер из неё толковый будет. И хозяйка она ладная, и к старшим уважительная: к Пасхе мне всю избу вымыла».

– Не боишься в Большую Козляну переезжать? – спрашиваю я девушку. – Ты здешний медпункт видела? А что детского сада и школы здесь нет, тебя не смущает?

– Медпункт обещали отремонтировать, – отвечает вместо Алёны Николай Геннадьевич. – А без детского сада дети не останутся. В Карпуниху возить будем, нам не привыкать.

– Я ведь тоже деревенская, – говорит получившая поддержку Алёна. – Здесь мне нравится. Серёжина семья меня приняла, как родную.

Родительское благословение

В начале июня у Сергея и Алёны будет свадьба.

– Что пожелать молодым хочется? – спрашиваю я Сметаниных старших.

– Главное, чтобы родителей почитали и между собой жили в любви и согласии, – говорит мама.

– Я сам без отца рос, – поясняет Николай Геннадьевич. – Меня с семи лет прадед воспитывал – Василий Васильевич Воробьёв. Держал в строгости. Как что не так, сразу: «Ах ты, пакостник!» А кому пакостником быть хочется? Прадед-то у меня героем был, три войны прошёл, у него боевые ордена да медали, в пехоте воевал, самого Ленина видел. Лошадей он любил, и меня с пятого класса на лошади в колхоз отправил работать. А в 15 лет меня уже на трактор Т-25 посадили. У меня тогда ещё и прав не было, а я наравне с мужиками пахал. Прадед Василий за меня радовался. В 1980 году он умер, но науку его я на всю жизнь запомнил.

«Чай, не чужие»

В доме Сметаниных пусто не бывает. Когда-то Николай Геннадьевич пристроил к себе на работу племянника жены Бориса. Борис женился, дети пошли, а поскольку своего жилья не было, Сметанины молодую семью к себе взяли: чай, не чужие. С ребятишками их водились, и кормили, и купали. А потом Борис заболел и умер, а через полгода попала под поезд его жена Ирина.

Отдать в детский дом четырёхлетнего Даниила, которого, можно сказать, с пелёнок воспитывали, у Николая и Людмилы даже мысли не было. А вот судьбу четырёхмесячной Машеньки решали на семейном совете. От крохи не отойдёшь. Людмиле Ивановне пришлось рассчитаться из колхоза и в 41 год взять на себя ношу, казавшуюся непосильной. Если бы не муж, который, жалея её, вставал ночами и часами укачивал малышку на руках, она бы не выдержала.

Сквозь призму настоящего

Сейчас Даниил учится в седьмом классе, Маша – в третьем. Они знают, что воспитываются в приёмной семье, но для них Людмила Ивановна и Николай Геннадьевич – мама и папа.

Работая водителем школьного автобуса в Карпунихинской школе, Николай Геннадьевич сам возит детей на занятия. Мама знает всё, что происходит в школе, – она в родительском комитете. Да и дома они проводят много времени вместе. Папа учит стихи с дочкой, старается воспитать сына настоящим мужчиной. Расколоть дрова, истопить печь, позаботиться о старенькой бабушке Раиде – это обязанности Даниила. Родители хотят, чтобы он поступил учиться в кадетский корпус.

О том, кем станет Маша, говорить пока рано. Она хорошо учится, легко садится на шпагат, делает колесо и мостик. До эпидемии ковида занималась танцами и бисероплетением в ДДТ.

Дети в семье Сметаниных не тяжёлая ноша, а помощники, поскольку родители свято хранят традиции семейного воспитания. Кто в этом доме старший? Раида Васильевна. А она мудрая, за жизнь свою всего навидалась, плохого не посоветует.

Татьяна Журавлёва.

Фото автора и из семейного архива Сметаниных

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

172