Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

28.09.2020 13:21 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 73(13390) от 28.09.2020 г.

Вологодский Афон

С катера Спасо-Каменный монастрырь кажется сказочным островом

Любите ли вы паломнические поездки? Если да, то вам обязательно надо съездить в Спасо-Каменный мужской монастырь, расположенный на острове Каменный в Усть-Кубинском районе Вологодской области. Душа замирает, когда видишь его на фотографиях. Невозможно передать ощущения, когда ступаешь на остров.

От Глеба Васильковича до Петра I

Cпасо-Каменный – это первый каменный монастырь на русском Севере. Он расположен практически в центре Кубенского озера, на небольшом островке размером 120 на 70 метров. Чтобы предохранить берега острова от постепенного разрушения, монахи со всех сторон обложили его грудами дикого камня, укрепили деревянным срубом и сваями. По геологическому устройству остров состоит из камней, поэтому и называется Каменным, а монастырь – по имени главного храма во имя Преображения Спасителя Спасо-Каменным или Спас на Каменном.

Существует предание об основании монастыря на Каменном острове в Кубенском озере. В 1260 году Белозерский князь Глеб Василькович, путешествуя от Белоозера к Устюгу на судах, попал на Кубенском озере в бурю и в минуты опасности дал обет построить церковь на том месте, где пристанет к берегу. Судно прибило к Каменному острову. На острове жили двадцать три инока, которые по бедности не имели у себя церкви, а собирались для молитвы в часовне. Князь приказал построить церковь во имя Преображения Господня и деревянные кельи. С того времени Спасо-Каменный монастырь находился под покровительством белозерских князей, расцвёл, сделался многолюдным и благоустроенным. Через два столетия молва о праведниках с островной обители разнеслась так далеко, что мечтавший о наследнике Великий князь Василий III отправился паломником в Спасо-Каменный монастырь с женой Еленой Глинской. Мальчика, появившегося на свет после княжеского паломничества на Кубенское озеро, история запомнила под именем Ивана Грозного. Бывал на острове и Пётр Великий.

Маяк и колокол спасали рыбаков

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий устав Спасо-Каменного монастыря. Женщинам путь на остров был закрыт. Даже бани были вынесены за его пределы на песчаные отмели. Но за «отрешённость» нужно было платить неустанным трудом. Монахи не только успешно боролись со стихией, но и помогали мирянам. В 1876 году на острове была открыта первая и единственная в губернии спасательная станция и установлены два маяка. На монастырской колокольне в непогоду ударяли в колокол. Этот колокол весом в пять тонн был отлит в Санкт-Петербурге из гильз, оставшихся после войны 1812 года.

Вместо монастыря – колония

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые вскоре разбежались. Последовавший после этого пожар повредил многие здания, а разрушение закончили люди. В начале тридцатых годов Спасо-Преображенский собор был взорван. Кирпич, из которого хотели построить Дом культуры, так и остался лежать на острове грудами развалин. В войну в Спасо-Каменном был организован пункт по приёму и переработке рыбы. Позже остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

Возрождение

В 1991 году объект был включён в план реставрации. Финансирование осуществлялось в рамках российской программы «Наследие». Руководство производственными работами взял на себя вологжанин Александр Плигин, инженер по образованию. Благодаря этому подвижнику разрушенный монастырь начал возрождаться и восстанавливаться. В 1994 году финансирование реставрационных работ прекратилось. Рабочие уехали с острова, а Александр Плигин поселился на Каменном, чтобы сберечь то, что было сделано, и продолжить работу. Должность директора завода и карьеру предпринимателя он оставил, а все доходы от собственной фирмы направлял на возрождение монастыря. На острове трудилась вся семья Плигиных – жена, трое детей, а также многочисленные друзья. Жители окрестных сёл возили на остров не только камни для укрепления острова, но и овощи с огородов. Сначала из руин восстала одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году. Это дало возможность размещать на острове строителей и волонтёров. Их силами была построена деревянная часовня, началась реставрация Успенской колокольни – на ней установили купол и крест, повесили колокола. В 2003 году в день памяти преподобного Иоасафа Каменского (почившего в монастыре 10 сентября 1453 года) в колокольне во временно установленном алтаре была отслужена первая литургия.

27 января 2004 года умер Александр Плигин. Его тело доставили на остров на вертолёте и здесь похоронили. Теперь его могила является местом всеобщего поклонения. Труд семьи Плигиных стал примером для многих энтузиастов, стремящихся возродить Спасо-Каменный. Помощь в реставрации оказывают администрация района, жители села Устье и добровольческие организации.

Монашество возвращается

В 2006 году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на острове было учреждено Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

К 2010 году, к 750-летнему юбилею обители, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь и назначить на должность игумена этого монастыря Дионисия (Воздвиженского).

Открытый всем штормам

Вся история острова и возникшего на нём в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Добраться до Каменного нелегко в любое время года. Летом и осенью волны бывают столь сильные, что уносят лёгкую моторную лодку. Зимой встает лёд, но и это не самый надёжный способ добраться до острова, особенно если случаются сильные туманы. Но, несмотря на трудности, находится немало людей, взявшихся за восстановление этого шедевра. Приезжают паломники, некоторые работают здесь семьями, летом в восстановительные работы включается студенческий отряд. Недавно на острове проводились международные соревнования по десантированию, которые привлекли к нему внимание десятков людей со всего мира. Кстати, принять участие в восстановлении Спасо-Каменного монастыря можно и заочно, перечислив средства на номер карты игумена монастыря: 5469 1200 10314 960 (Дмитрий Николаевич В.).

На камнях покаяния

И вот в таком удивительном месте удалось побывать уренским паломникам.

Одиннадцать часов пути на микроавтобусе – и мы на краешке Кубенского озера, вернее, одной из рек, впадающих в него. Загружаемся на катер. Штормит. Но мы, надев спасательные жилеты, наперекор стихии выбираемся на палубу. Какой простор! Глаз отвести невозможно от суровой красоты окружающей природы. 45 минут плавания по водной глади с часто встречающимися островками пролетают незаметно. И вот приближается Спасо-Каменный монастырь. Сначала видна только колокольня, затем – сам остров, такой маленький, что на нём можно по пальцам пересчитать не только все здания, но и деревья. Чувства, возникшие при виде чудо-острова, описать сложно. Это и восторг, и удивление, и что-то щемящее и нежное.

Маяк Успенской колокольни

Катер причаливает, трап брошен, выходим на берег, карабкаясь вверх по огромным камням-валунам. Нас встречают игумен Дионисий и братья монастыря. Вместе с отцом Пахомием осматриваем достопримечательности – руины Спасо-Преображенского собора, взорванного в 1937 году – их вручную разбирают студенты-стройотрядовцы Вологодского технического университета. Среди развалин вырисовываются остатки стен, кирпичи, пролежавшие здесь более 500 лет, не только красные, но и чёрные, расплавленные от высокой температуры во время горения. В монастырском музее – реликвии прошлых столетий, среди них крест, который оставался на колокольне и в советские времена. В часовне во имя Всех Вологодских Святых, возведённой в один день в конце 90-х годов, хранятся мощи похороненных здесь подвижников веры, останки которых были найдены во время реставрационных работ. И вот мы поднимаемся на уникальную Успенскую церковь-колокольню, построенную в XVI веке. К счастью, она не была взорвана, поскольку служила маяком для рыбаков в Кубенском озере. Однако к концу прошлого века её состояние было аварийным. Сейчас колокольня отреставрирована. Отсюда открывается великолепный вид на остров и на бескрайнюю озерную гладь. А расположенные по кругу колокола мелодичным звоном возвещают о начале монастырской службы, которая совершается здесь по три-четыре раза в сутки. По традиции оставляем привезённые с собой из дома камушки, пополнив ими огромную груду на берегу острова.

Так хочется остаться

На душе такая благодать, что хочется остаться здесь навсегда! Но это невозможно: монастырь мужской, да и каждую из нас ждут семья, работа, мирские дела и обязанности. Остаётся только всё запоминать.

На острове – палатки и летняя кухня: здесь живут студенты-строй отрядовцы, которые впервые высадились на остров десять лет назад в поисках романтики и приключений, и теперь ежегодно приезжают восстанавливать древнюю святыню.

Бродим по острову. Здесь многое уже сделано, но ещё больше нужно сделать. В монастыре, кроме игумена Дионисия, живут два монаха, два послушника и три трудника. Трудом, постом и молитвой наполнены их суровые будни. Если другие монастыри земля кормит, то здесь всё нужно по воде завозить: дрова, продукты, стройматериалы, поэтому о достатке не может быть и речи. Суровой зимой в кельях холодно – отапливаться электричеством, которое на остров пришло по дну озера в 2013 году, слишком затратно.

В ближайшее время для отопления храма и братского корпуса планируется установить дровяные котлы, к счастью, вологодская земля богата лесами. Минувшей весной из-за быстрого таяния снегов и затяжных дождей было аномальное половодье (старожилы говорят, что так высоко вода не поднималась полвека). К тому же из-за сильного ветра несколько дней штормило, берега острова были размыты, часть грунта унесло водой. Пришлось заново укреплять побережье острова большими камнями. А ещё маленький остров с высокой колокольней притягивает молнии, поэтому в истории Спасо-Каменного так много пожаров. После установки громоотвода грозы над островом стали не так страшны.

И всё-таки это место поистине уникально. Его называют Вологодским Афоном. Более семи столетий на этом уединённом островке молились монахи за род людской. Кстати, об одиночестве... Здесь его не ощущаешь. Наоборот, чувствуешь себя частью окружающего мира, частью общества близких по духу людей, частью России, которая всегда называлась святой. Намоленность этой земли чувствуется всеми фибрами души.

Кульминацией стала праздничная служба в Успенской церкви в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. В храме было всё просто, по-домашнему, и в то же время трепетно и волнительно. Молитвы в исполнении мужского монастырского хора звучали очень распевно (одно слово «аллилуйя» распевалось больше минуты). А потом была исповедь у отца Дионисия. И благодатные слёзы. И святое причастие. И чувство благодарности Богу за то, что это произошло.

Крестное знамение

После литургии нас пригласили в трапезную. Вкуснее этой скромной постной пищи с отварной рыбой, которой богато Кубенское озеро, казалось, ничего и не было! Уезжать с острова, где не только всё живое, но и каждый камень наполнены светом слова Божьего, не хотелось. Но пора было в обратный путь. Попрощавшись с отцом Дионисием, садимся в катер. Остров уменьшается, а вместе с ним уменьшается и высокая худощавая фигурка игумена, благословляющего нас крестным знамением на обратный путь. Машем ему в надежде когда-то вернуться. Здесь, на острове, каждый из нас открыл светлый потаённый уголок своей души, о котором в суете повседневных дел даже и не подозревал, и стало ясно, как день, как велика к нам любовь Господа, которая «долготерпит» и всё прощает, и так захотелось быть достойными этой великой любви.

А ещё думалось о том, как велико значение этого крошечного острова, затерянного в водах и лесах нашего Севера, и для Русской Церкви, и для Российского государства. А сердце согревала мысль, что с этого святого места вознеслась молитва к Господу и о нас грешных, а наши пожертвования пошли на восстановление утраченной святыни.

Был у этой паломнической поездки и ещё один смысл – она протянула нить памяти от Темтовского молельного дома, расположенного на месте единоверческого храма Покрова Пресвятой Богородицы, последним настоятелем которой был протоиерей Владимир Воздвиженский, к его правнучатому племяннику Дмитрию Воздвиженскому – игумену Дионисию, на плечах которого – возрождение Вологодского Афона.

Сейчас мы дома. Включились в обычные мирские заботы: работа, семья, огород, лес. А душа уже затосковала по соснам и камням острова Каменного, по этому Вологодскому Афону, по особой атмосфере близости с Творцом нашего удивительного мира. Затосковала по своему «небесному отечеству».

Омар Хайям писал, что «из камней, упавших с души, получается хорошая дорога к счастью». Возможно, что многочисленные камни на Каменном острове – это камни, упавшие с душ людей, побывавших на нём. Так что, если на вашей душе есть камешек, увезите его на остров Каменный и оставьте там…

Татьяна ЖУРАВЛЁВА,

Оксана РЕУНОВА.

Фото Ирины Смирновой

Игумен Дионисий читает газету «Уренские вести»

Развалины Спасо-Преображенского собора

Уренские паломники с игуменом монастыря Дионисием

Игумен Дионисий:

– Слава Богу, что всё получилось, и паломничество благополучно состоялось. Спасибо за поддержку. Молимся по вашим поминальным запискам. Вашему приходу дальнейшего восстановления и процветания. Поклон отцу Валерию и всем прихожанам. Даст Бог, приеду к вам.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

60