Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

21.05.2020 15:53 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 37 (13354) от 21.05.2020 г.

В списках не значился

Мой дядя Иван Куприянович Соловьёв – был призван по мобилизации военным комиссариатом Уренского района Горьковской области 4 марта 1942 года. Погиб в бою под Ржевом 24 октября 1942 года. В похоронке, пришедшей на имя родителей Ивана, сообщалось о том, что он захоронен на западной опушке рощи, что в 200 м восточнее Ржева.

Эти «200 метров и западная опушка рощи» постоянно присутствовали в разговорах моего отца о войне, о том, как Иван, а он был старший брат, уходил на войну, какие у него печальные были глаза. В них как будто читалось, что больше никогда он не вернётся в родную деревню. Мой папа вспоминал, как он, пацанёнок, долго бежал за подводой, на которой брат с товарищами уезжали к месту сбора – к военкомату в районный центр. Так и случилось, необстрелянный паренёк, рядовой Иван Соловьёв погиб в первом же бою.

Я, собственно, совсем не о том, что много таких же необстрелянных рядовых стали пушечным мясом в той страшной войне. Я о том, что многое может исчезнуть в нашей жизни, могут стереться какие-то даты, но никогда не должна исчезнуть из памяти людской та правда о войне. Из поколения в поколение нужно передавать любые воспоминания фронтовиков, их родственников, которые нам приходилось слышать…

… Папа до конца своих дней помнил Ивана и очень хотел увидеть эту опушку рощи, которая приютила его брата – красноармейца Ивана Соловьёва. Увы, не получилось… После смерти отца я сделала запрос в военный комиссариат Тверской области об уточнении места захоронения дяди. Первые ответы не обнадёживали: «нет данных», «не значился» и всё в этом роде. Показались очень циничными казённые слова «не значился». Восемнадцатилетний паренёк, который и жизни-то не видел, отдал эту самую жизнь за Родину, которая призвала его на защиту, и «не значился». Словом, я продолжала писать. Наконец, «добралась» до Министерства обороны Российской Федерации. Это был 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. То ли сработала юбилейная дата, то ли моя настойчивость. 11 марта 2015 года в мой адрес поступил документ об увековечении памяти погибших при защите Отечества. В частности, в нём говорилось: «…На основании представленных вами документов (список безвозвратных потерь) внесены в картотеку погибших и захороненных на территории г. Ржева: Соловьёв Иван Куприянович, красноармеец 52-й стрелковой дивизии, погиб 24 октября 1942 года, похоронен – братское захоронение «Курган» г. Ржева Тверской области… (всего в списке 14 человек – прим. автора)».

Жди меня, опалённый войной курган, я обязательно приеду, чтобы привезти святую ржевскую землю в небольшую деревню Титково, что расположилась на севере Нижегородской области, откуда уходил на большую войну юный Иван Соловьёв. Я исполню папину мечту… Только бы не было войны…

Татьяна Чернышова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

9