Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

27.04.2020 14:02 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32(13349) от 27.04.2020 г.

Как отличить фейковые новости от настоящих

Общественная палата РФ и Фонд защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) разработали рекомендации, как отличить фейковые сообщения о коронавирусе в сети: аудитории советуют не доверять призывам к максимальному репосту, уточнять авторство сообщения и отслеживать опровержения.

Распространяют фейки о коронавирусе у нас четыре группы. Первая – это профессиональные провокаторы из-за рубежа. Их задача понятна – дестабилизация социальной обстановки. Вторая группа – это местная «пятая колонна», которая живёт по принципу «чем хуже у нас, тем лучше для них». Третья – это блогеры, в том числе юные, которым рассказывают, что вот сейчас они что-нибудь остренькое сделают и прославятся. И четвёртая группа – это люди, которых используют втёмную, мамы, бабушки, которые состоят в «чатах» подъездов, родителей. Это самая массовая группа.

Главные признаки фейка

Эксперты ФЗНЦ и рабочей группы выделяют ряд признаков, указывающих на недостоверную информацию, целью которой является вселение страха и паники.

Как правило, сообщение анонимное и очень эмоциональное. При этом не содержит ни одного факта, который можно было бы перепроверить. Распространяются сведения об угрозе жизни и здоровью неограниченного числа людей и о наличии жертв, как правило, многочисленных.

Отдельно подчёркивается, что значимая для общества информация об «истинных» масштабах реально произошедшего бедствия скрывается. Источником указывается далёкий родственник, знакомый или «свой человек» в правоохранительных органах.

В сообщении непременно содержится просьба к максимальному распространению информации. Сообщение распространяется в социальных сетях и через мессенджеры.

Аудитория склонна верить плохому

Вообще фейковые новости, как рассказала Галина Солдатова, доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии Московского института психо-анализа, воспринимают только 10 процентов аудитории. Однако для эффекта хватает и этого, тем более что в кризисной ситуации число распространителей ложной информации увеличивается в два-три раза.

– Нужно развивать в себе критичность. Очень часто мы попадаемся на то, что репостят люди, которым мы доверяем. Надо проверять источник информации: кто автор текста, профессионал ли он, есть ли у него авторитет. Сообщение по принципу «британские учёные установили…» вообще должны вызывать скепсис. Хорошо сработает и правило, которым пользуются журналисты: проверять информацию в трёх независимых друг от друга источниках, – сказала Галина Солдатова.

Меньше фейков, больше новостей

Впрочем, полная самоизоляция от информационного поля – вряд ли разумный выход из ситуации. Так, эксперты ФЗНЦ подготовили рекомендации о том, как читать новости и получать при этом минимальное количество фейков.

«Подпишитесь на ленты разных СМИ и сверяйте информацию. Эмоциональные СМС в родительском чате поставьте на последнее место в списке достоверных. Не рассылайте сообщения, не убедившись в их достоверности, не плодите фейки», говорится в рекомендациях фонда.

Галина Солдатова советует обращать внимание на ошибки в тексте, странные выражения и словосочетания, плохой перевод с иностранного языка. Эксперты ФЗНЦ и ОП РФ также рекомендуют подписаться на официальные каналы министерств и ведомств, а также ресурсы, посвящённые угрозе коронавируса в России.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

10