Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

24.04.2020 10:20 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31(13348) от 24.04.2020 г.

Чернобыльская катастрофа

26 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ УЧАСТНИКОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ

Год назад в Уренском районе была создана общественная организация, объединившая 20 ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Руководит ею Н.А. Саковец (на снимке). В 1986 году Николай Антонович жил с семьёй в Белоруссии, в городе Мозырь, в 109 километрах от Чернобыля. Авария, о которой он узнал спустя две недели после происшествия, полностью изменила его жизнь.

Он и сейчас в деталях помнит те роковые дни. 2 мая его – заместителя директора по автотранспорту райагропромтехники – неожиданно вызвали на работу. Ничего не объясняя, приказали за сутки подготовить 30 машин для перевозки скота. Собрал водителей, все вместе они нарастили борта досками. А в пасхальное воскресенье, 4 мая, колонна двинулась в путь. Ответственность за 50 единиц техники и водителей была возложена на Н.А. Саковца. У него были маршрутная карта и задание грузить и перевозить крупный рогатый скот из Брагинского и Хойникского районов. Условия работы оказались адскими. На каждой ферме их встречали отчаянно мычавшие, много дней недоеные коровы. Они грузили скот в машины и везли за несколько десятков километров в другой колхоз. Сутки без еды и без отдыха, потом два часа сна в машинах, без каких-либо средств защиты, и снова за работу. И так шесть дней. А главное, понять ничего не могли. Почему столько военной техники на дорогах? Куда её гонят? Почему в населённых пунктах нет людей? Почему время от времени становится так плохо, что нет сил вести машину?

Только вернувшись из этой непонятной командировки, Николай Антонович узнал об аварии на Чернобыльской АЭС и о том, что его детей нет дома. Семилетнюю Люду эвакуировали под Минск, шестилетнего Сашу – в Анапу. Жена Елена места себе не находила. А его через неделю снова отправили в зону заражения – теперь уже вывозить имущество. Секретов на этот раз не было, для определения уровня радиации в колонне был дозиметр. В августе Николай, забрав жену и детей, поехал в Россию, в Урень, к брату Александру, оставив в Белоруссии всё, что было нажито, и многообещающие перспективы. В Урене было не так комфортно, как в Мозыре, но здесь они нашли самое важное для жизни – не заражённые радиацией воздух, землю и воду. Как говорит Николай Антонович, переехали не зря. Из 52 человек из его колонны по эвакуации животных из зоны заражения в живых остались трое – это те, кто уехал тогда из Белоруссии.

Нестерпимой болью Чернобыль аукнулся и в судьбе семьи Саковец. Радиация не прошла бесследно для детских неокрепших организмов. Нет у них больше любимой дочери Людочки, ставшей врачом невропатологом: из-за тяжёлой болезни её жизнь оборвалась в 34 года. Проблемы со здоровьем есть и у Саши.

Николай Антонович поставил перед собой задачу сделать всё возможное для того, чтобы чернобыльцы нашего района получали государственную поддержку, которая исчисляется не ежемесячной добавкой в 2700 рублей, а достойной пенсией, хорошими жилищными условиями и доступными лекарствами.

Татьяна Журавлёва

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

41