Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

10.04.2020 11:05 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27(13344) от 10.04.2020 г.

«Мы строили город-сад»

В.П. Подоплелов с дочерью Александрой и племянницей Ниной

Раннее солнечное утро. По утоптанной тропинке идут женщины и разновозрастные ребятишки. В руках у каждого ведро или бидончик, а кто-то – и с решетом. Они спешат на работу в совхозный сад. Сегодня собирают чёрную смородину. На кустах так много ягод, что ветви прогибаются до самой земли. Спелые, крупные, сочные, ароматные – ешь, сколько хочешь, но и в ведро не забывай класть.

У ребят соревнование, вот и стараются. Всё собранное сначала взвешивается, затем ссыпается в ящики. В конце рабочего дня – расчёт. Можно наравне со взрослыми заработать, если хорошо постараться. И явью станет мечта о желанном велосипеде к концу ягодного сезона. А в траве стрекочут кузнечики, сладко пахнет разнотравьем, голубыми звёздочками кажутся васильки и колокольчики, маленькими солнышками – ромашки.

Это картинка из прошлого Уренского плодосовхоза. Он был частью жизни тех, кто на уренской земле строил город-сад. Его закладка началась 2 апреля 1937 года, когда в селе Урене был создан межрайонный плодово-ягодный питомник. Располагался он под горой напротив льнозавода. По данным «Энциклопедии Урень-края», первоначальная площадь земельных угодий составляла 91 га, а правление располагалось в шалаше.

С этим совхозпредприятием связана жизнь В.П. Подоплелова, недавно отметившего своё 90-летие. Он поделился с нами своими воспоминаниями.

– Василий Прокопьевич, расскажите, пожалуйста, как и когда вы пришли работать в плодосовхоз?

– Было это летом 1946 года. Родом я из Шарангского района, но в 1939 наша семья уехала в Свердловскую область, где мой старший брат заработал много хлеба, купил для нас дом. Началась война, в 1942 году мой отец погиб под Сталинградом, брат Дмитрий пропал без вести. Мама с тремя детьми решила вернуться на родину, но доехать до Шаранги не получилось, деньги кончились. Остановились в Урене, да тут на всю жизнь и остались. В войну я учился в Нижнем Тагиле в ремесленном училище, закончив которое, приехал к матери. Устроился в плодосовхоз трактористом.

– Каким был Урень в те годы?

– Небольшим селом, которое заканчивалось где-то в районе современного здания статистики, дальше шло кладбище, на месте которого в начале 50-х годов построили два двухэтажных каменных дома. А плодосовхоз была в районе льнозавода.

– Чем занимались в совхозе?

– В первые послевоенные годы было очень голодно, а здесь выращивали яблони, вишню, смородину, капусту, помидоры. Директор предприятия Иван Филиппович Ищенко старался рабочих накормить. На скотном дворе было 15 лошадей и одна корова. Эта корова обеспечивала молоком столовую, которую для работников оборудовали в землянке.

– Почему место расположения плодосовхоза изменилось?

– В конце 40-х годов наше предприятие перенесли на северную окраину Уреня, где до этого располагался лагерь военнопленных. Пленных вывезли, а нам достались два длинных барака и землянка за высоким забором с колючей проволокой. Эти бараки, разгороженные деревянными перегородками, и стали нашими первыми квартирами. Поскольку у нас с женой детей было четверо, то и комнату нам выделили большую – где-то около 30 квадратных метров. Дружно мы тогда жили, весело.

– Насколько я знаю, Плодосовхоз – один из микрорайонов нашего города. Значит ли это, что своим появлением он обязан этой организации?

– Это действительно так. Живя в бараке, мы буквально с первого года хозспособом начали строить двухквартирные типовые домики. Лес для строительства сами заготовляли, тёс закупали. Директор плодосовхоза Е.Ф. Башаев баню купил для рабочих, потом ещё одну уже сами поставили. А в семидесятые годы сделали каменную, в которую, кроме наших рабочих, солдаты из воинской части и жители пятиэтажек мыться ходили. В начале шестидесятых мы уже детский сад свой открыли, в семимидесятые – три 18-квартирных каменных дома построили, в 1992 году – центр бытового обслуживания с магазином, почтой, швейным ателье. А сколько плодовых деревьев и кустарников вырастили – сосчитать невозможно! Одной земли у совхоза была тысяча гектаров, 100 из них занимали яблони.

– Василий Прокопьевич, в те времена вы работали завхозом. Откуда плодосовхоз брал деньги на строительство?

– Работали хорошо и хорошо зарабатывали. Наш совхоз был лучшим на севере Горьковской области. За посадочным материалом к нам откуда только ни приезжали. Наши саженцы яблонь, груш, малины, смородины, крыжовника, облепихи, черноплодной рябины нарасхват шли, потому что славились не только урожайностью, но и морозоустойчивостью. А какие совхозные сады были! В сезон сбора яблок мы ежедневно отправляли в Горький по четыре полуторки, доверху гружённые ящиками с яблоками. Ягоды тоже увозили машинами. Если в 50 – 60-е годы мы на тракторах только пахали, обрабатывали посадки на лошадях, а урожай собирали вручную, то потом у нас большинство процессов было автоматизировано: ягодоуборочные комбайны появились, систему орошения оборудовали. Чтобы иметь запасы тёплой воды для полива, одних только прудов около десятка выкопали. Чем мы только ни занимались! И пасека у нас была своя на 600 ульев, и молочная ферма, и зерно сеяли. Даже маленький консервный завод был – солянку делали, капусту квасили. Овощи для солянки свои выращивали, а грибы в лесничествах закупали. Планировали винзавод свой открывать, оборудование закупили. Да не успели.

– Почему?

– В 90-е годы советская власть сгинула, Советский Союз распался, и всё стало рушиться. Вот и мы свой плодосовхоз не смогли сохранить, как ни старались. В августе 2006 года предприятие обанкротили. Здания, на которые столько сил положили, за бесценок были проданы. Наши бывшие гаражи теперь стали магазинами, баня – частным домом, Дом быта – торговым центром «Северянка».

– Вы с такой болью об этом говорите, как будто для вас это личная потеря.

– А как же не личная! 58 лет я в этом плодосовхозе отработал, всё, что у меня есть, мне совхоз дал: и квартиру эту, и пенсию, и жену я здесь встретил, и друзей. Знаете, каким замечательным человеком был директор нашего плодосовхоза Ефим Фёдорович Башаев! Как он ценил своих работников, сколько всего для нас и наших детей сделал! Таких людей сейчас нет. Да что говорить, столько всего хорошего в нашей совхозной жизни было, и всё теперь в прошлом.

Татьяна ЖУравлева.

Фото из архива Н.М. Коробкиной.

Окончание в следующем номере газеты

Новое здание совхозной конторы (60-е годы)

Посадочно-рассадочная машина. Тракторист А.В. Лебедев

Директор И.Ф. Ищенко и агроном З.Ф. Бугрова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

387