Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

26.03.2020 15:57 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 (13340) от 26.03.2020 г.

Есть ли светлое будущее у пассажирских перевозок?

В последние годы автобусом я пользуюсь крайне редко, потому что работа у меня находится в шаговой доступности. Однако в этот день я решила воспользоваться услугами общественного транспорта и вместе с другими пассажирами проехать в автобусе по маршруту пригородного сообщения «Климово – Михайлово – Ломы».

В.А. Голубева

Стоя на остановке в ожидании автобуса, я мысленно возвращалась в детство, в переполненные автобусы, когда мы с густо населённого микрорайона улицы Индустриальной, стараясь успеть в школу, еле втискивались в автобус, висели на ступеньках, плотно прижимаясь спиной к дверям, и выходили на каждой остановке, чтобы пропустить тех, кому нужно было сойти раньше, пока не становилось посвободнее. Уехать удавалось, если повезёт, но часть людей так и оставались на остановке в ожидании следующего автобуса. Конечно, сейчас даже в час пик в автобусах посвободнее, поскольку в микрорайоне пятиэтажных застроек давно уже появилась своя школа, кроме того, многие пересели на личный транспорт. Но и сейчас этот вид услуги не утратил своей социальной значимости, поскольку общественным транспортом продолжают пользоваться школьники, пенсионеры да и немалая часть работающего населения. Словом, автобусное сообщение по-прежнему является важной составляющей комфорта проживания в любом населённом пункте. И чем дальше от районного центра, тем необходимость в нём ощущается всё острее.

Итак, на часах 7.35. Вместе с другими пассажирами мы отправляемся на автобусе с остановки в центре города до деревни Ломы.

«Я б в кондукторы пошёл…»

У кондукторов зарплата минимальная, поэтому идут туда работать в основном пенсионеры. Вера Алексеевна Голубева как раз одна из них. В этот день именно она работала на этом маршруте. На работу в автопредприятие она пришла в 2011 году, года за четыре до пенсии. До этого она работала продавцом в частном магазине. Он располагался как раз возле её дома. Вере Алексеевне было так удобнее, потому что каждое лето ей привозили в гости внучек. Это сейчас старшим из них уже по шестнадцать лет. Родилась, выросла и продолжает жить Вера Алексеевна в Климове. В 1977 году вышла замуж. Как сама говорит, муж у неё замечательный, про него плохого слова не скажешь. Трудится он кочегаром в межхозяйственном лесхозе в п. Усте. Особой гордостью этой семьи является сад, который достался от прежней хозяйки, соседки матери Веры Алексеевны, женщины с непростой судьбой, для которой они с матерью стали, по сути дела, настоящей семьёй. В память о ней этот сад супруги берегут, их стараниями прирастает он новыми плодовыми кустарниками и деревьями.

– Выращиваем всё своё. Поросёночка вот недавно выдержали, мясом поделились с детьми. В этом году такой большой урожай картошки получили, как ещё поросёночка не взять! – говорит Вера Алексеевна. – Хорошо, что сейчас нам, пенсионерам, дают возможность поработать. Хочется помочь внучкам.

Как мы уже сказали, у Голубевых их четверо: по две дочки у старшего и у младшего сыновей. Сыновья со своими семьями живут в подмосковных Люберцах, и для пожилой четы нет большей радости, когда к ним приезжают в гости их дети и внуки.

… За окном мелькают дома, здания предприятий, организаций… На остановках одни пассажиры выходят, другие заходят.

– А что привлекает вас в вашей работе? – спрашиваю я Веру Алексеевну.

– Общение, – отвечает мне она. – Вот сейчас, к примеру, в Климове начинают проводить газ. Как быстро эти работы будут проделаны, зависит и от активности жителей, от их готовности газифицироваться. Когда заходят в автобус соседи, обязательно этот вопрос обсуждаем.

Вряд ли кто из нас, пассажиров, обращает внимание на кондуктора. Купили билет и дальше «погружаемся» в свои мысли, а вот Вера Алексеевна многих пассажиров пусть не по именам, но зрительно уж точно знает.

– Вот мальчики из многодетной семьи из Климова едут в школу, – говорит она, – раньше у них проездных не было, и они покупали билет до Усты за 42 рубля, на каждого по сто рублей туда и обратно ежедневно выходило – для семейного бюджета сумма немаленькая. Сейчас школьники и студенты в основном ездят с проездными. Приобретают проездные на месяц, а то и на год, их действие только во время летних каникул прекращается. Знаешь, что у этого ребёнка точно есть проездной, но всё равно подойдёшь, проверишь, потому что на линии работает контроль. Было у меня однажды и такое, когда уже продала билеты мужчине с двумя детьми, а оказалось, что ребятишкам нет ещё и семи лет, пришлось деньги за билеты им вернуть и потом объясняться с контролёром. Что ж, у каждого в работе бывают ошибки, не ошибается тот, кто ничего не делает, – философски размышляет Вера Алексеевна.

Словом, автобусный маршрут – это своеобразный срез жизни. Здесь все на виду.

– Среди пассажиров особой дисциплинированностью отличаются учащиеся коррекционной школы, – продолжает делиться кондуктор. – Если они куда-нибудь едут группой, они организованно проходят на заднюю площадку, не шумят и всегда уступают место пожилым людям или пассажирам с детьми. Чего, к сожалению, не всегда могу сказать об учащихся других школ. Не люблю работать в праздничные дни, потому что очень много пьяных пассажиров, которых нередко приходится урезонивать. Не могу пройти мимо, когда вижу, что человек чем-то расстроен. К примеру, вспоминается мне такой случай: я заметила, что в салоне плачет женщина. В разговоре выяснилось, что у неё очень сильно болен близкий человек. Поговорила с ней, приободрила, и вот она уже улыбнулась мне в ответ. А то частенько бывает, что нужно помочь маме как-то успокоить раскапризничавшегося малыша: скажешь ему приятное, конфеткой угостишь, глядишь он уже и заулыбался, – рассказывает Вера Алексеевна.

Как выяснилось, на этот случай в сумке у неё всегда запас сладостей имеется. Внимательность и вежливое обращение с пассажирами являются одними из важных профессиональных требований, предъявляемых к кондуктору. Другой важный показатель работы – выполнение плана.

– На этот день нужно сделать 4 тысячи 570 рублей, но поскольку темтовские школьники не учатся, у них экзамен, то и выполнение плана оказывается под вопросом. Может быть, завтра больше пассажиров будет. В любом случае у нас учитывается выполнение общего плана за месяц, постараемся его выполнить, – говорит кондуктор. – Среди пассажиров, конечно, очень много льготников. Пенсионерам ездить по транспортным карточкам сейчас очень выгодно. К примеру, из Ломов до Уреня, а мы едем до вокзала, стоимость проезда составляет 53 рубля. Транспортная карта действует три месяца – 40 поездок. Стоимость её 500 рублей. В итоге у пенсионеров на этом маршруте стоимость одной поездки выходит 12 рублей 50 копеек. Нам, кондукторам, работать сейчас стало проще, поскольку с 1 января 2019 года у нас появились специальные устройства – терминалы. Вводишь, к примеру, 19-ю зону (до деревни Холкино), и тут же стоимость билета выдаётся.

Слово – пассажирам

Тем временем мы выезжаем за город. Зима в этом году малоснежная, сырая, а потому картина за окном серая, унылая. Очередная остановка – д. Михайлово. Здесь пассажиров, как правило, немного. На конечной остановке в Ломах пейзаж резко меняется. Вот где можно полюбоваться настоящей русской зимой! Пассажиров на конечной остановке садится много. Один из них – молодой человек Кирилл Соловьёв.

– Езжу на автобусе постоянно, поскольку учусь в Уренском техникуме на механика, уже на 3-м курсе, – говорит он.

– Я работаю в Устанской школе, хотя уже пенсионерка. Покупаю проездную карту, и поскольку пользуюсь ещё и личным транспортом, то мне её как раз хватает, – говорит другая пассажирка А.М. Королякова. – Для жителей деревни автобусное сообщение – большое благо. В деревне один магазин, поэтому за товаром многие в районный центр ездят. Кто-то едет в больницу. Пенсионеры наши регулярно Устанский Дом культуры посещают. Там для них работает клуб «Надежда». А поскольку у многих дети живут в Усте, то и внуков часто к бабушкам, дедушкам на этом автобусе отправляют. Деревня у нас большая, хоть и поредела за последние годы порядком. Когда колхоз-миллионер здесь был, наша деревня процветала. Сейчас колхоза нет, в детском саду работает одна разновозрастная группа. Школы тоже нет. Дети в большинстве своём выросли и разъехались, остались в основном одни пенсионеры. Но есть и работающее население. Конечно, автобус нам необходим. А для немногочисленных жителей деревни Михайлово это вообще единственный автобус, который заезжает к ним.

– Было время, когда рейс в 14.00 у нас отменили, я как раз на нём каждый раз возвращаюсь с работы домой. Работаю воспитателем в детском саду «Орлёнок». Ездить стало очень неудобно. Писали письма в автопредприятие, в итоге рейс нам вернули, но за счёт самого раннего рейса. Наверное, если бы у автопредприятия были средства, рейсы бы не сокращались, – говорит другая пассажирка – В.М. Гусева.

Нужно решение проблемы

Что и говорить, сегодня порою дольше обычного приходится ждать автобуса на остановках, а в какие-то населённые пункты автобусы и вовсе стали «заглядывать» редко. Словом, о том, что у автопредприятия трудные времена, каждый пассажир сегодня ощущает на себе. Вот и кондуктор В.А. Голубева говорит, что в дороге нередко бывают поломки, техника, увы, не новая. Вспоминаются ей другие времена, когда от профсоюза предприятие для своих работников выделяло автобус, и они ездили в Иваново за покупками, а ещё раньше профсоюз организовывал для своих работников отдых. Сейчас это уже, конечно, всё в прошлом.

А что сегодня? Смотрю на водителя, который сейчас за рулём. Оказывается, он тоже пенсионер. Сначала на пенсии, как признаётся Владимир Леонидович Соловьёв, хотел отдохнуть, но потом решил помочь родному предприятию да и сам подзаработать.

Кондуктор – пенсионерка, водитель – пенсионер, да и большинство автобусов автопарка – тоже «пенсионеры». Кто и что придёт им на смену? Нет достойной зарплаты, да и техника в большинстве своём уже морально устарела, и, как следствие, автобусные маршруты сокращаются. Что ждёт автопредприятие в дальнейшем? Вот бы здорово было в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» обновить обветшавший транспортный парк!

Текст и фото Ирины Смирновой

Комментарий

А.А. Быков

А.А. Быков, заместитель главы администрации Уренского района:

– На территории Уренского муниципального района ОАО «Автомобилист» является единственным перевозчиком, который осуществляет перевозку льготных категорий граждан. Льготные категории граждан, школьники и студенты составляют основную долю пассажиров.

Одной из основных проблем данного предприятия является сильная изношенность подвижного состава. Как следствие – снижается уровень технической надёжности и безопасности пассажирского транспорта, возрастает поток сходов с линии автобусов из-за технических неисправностей. Данному предприятию необходимо обновление подвижного состава.

В настоящее время в распоряжении ОАО «Автомобилист» – 15 автобусов, которые являются муниципальной собственностью и переданы им на безвозмездной основе.

В настоящее время программа по обновлению подвижного состава в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» только формируется. Деньги будут выделены на автобусы большого и особо большого класса, работающие на газомоторном топливе, а также на электрический транспорт.

Администрацией Уренского муниципального района неоднократно направлялись сведения о потребности в новых автобусах, на сегодняшний день информация находится в работе в министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Администрация района держит на контроле вопрос по включению в проект программы по обновлению подвижного состава и готова в ней участвовать.

Комментарий

С.П. Молодцов

С.П. Молодцов, директор ОАО «Автомобилист»:

– Ухудшение ситуации на автопредприятии мы ощущаем с 2016 года, когда компенсация выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан в течение трёх последующих лет производилась по тарифам 2015 года, хотя расходы на перевозку пассажиров за эти годы существенно выросли. Ещё хуже стало с 2019 года, когда ввели безналичную оплату проезда и льготные категории граждан стали ездить по транспортным картам. Во-первых, раньше проездной билет пенсионер покупал за 450 рублей и мог ездить с ним месяц, а мы благодаря этому, соответственно, все рейсы выполняли, гарантированно получая за это деньги. В 2019 году правительство области решило сделать добро льготникам и разрешило им ездить по проездному 3 месяца. Для многих из них это стало, конечно, удобно, на поездках они стали экономить, а предприятие, выполняя рейсы и затрачивая всё те же средства, эти деньги теперь недополучает. Кроме того, 500 рублей за проездной пенсионер теперь платит оператору электронной безналичной системы, за услуги которого ежемесячно автопредприятие также вынуждено отчислять приличную сумму денег.

Во-вторых, права транспортников региональное правительство ущемило, сделав тарифы нерегулируемыми, соответственно, не компенсируя автопредприятию убытки. Таким образом, убытки должны закладываться в тариф и ложиться на плечи пассажиров, не относящихся к льготным категориям. Но, надо сказать, общественным транспортом пользуются далеко не самые обеспеченные граждане. У большинства доходы очень скромные, и потому тарифы увеличивать невозможно. Люди просто не поедут.

В третьих, существующие расчётные ставки компенсации выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан не соответствуют себестоимости перевозок. Так, при себестоимости перевозки по городу 28 рублей, предприятию оплачивают за льготников только 20 рублей, при этом общественным транспортом пользуются около 35 процентов льготных категорий граждан. Где взять разницу? Точно так же и по пригороду: до ноября было 2 рубля 95 копеек за пассажирокилометр, с ноября – 3 рубля 20 копеек, а наше правительство за льготников оплачивает только 2 рубля 50 копеек. Словом, сегодня предприятие практически принуждают нас возить льготные категории граждан себе в ущерб.

В результате этих нововедений автопредприятие терпит колоссальные убытки, а между тем средний «возраст» транспорта составляет 12 лет. Есть автобусы, которым и по 18 – 20 лет, свой ресурс они уже выработали. Раньше обновление автопарка проходило за счёт государственных средств. Самое большое поступление, семь автобусов, у нас было в 2009 году, в 2010 году по госпрограмме автопредприятие получило последние два автобуса. А дальше пытались уже сами приобретать автобусы в лизинг. Но в данной сложившейся, очень непростой, ситуации о пополнении автопарка не может быть и речи.

Кроме этого, по той причине, что при напряжённом графике работы заработная плата водителей остаётся невысокой, автопредприятие сегодня испытывает серьёзный дефицит кадров. Из 45 водителей восемь – пенсионеры, многие предпенсионного возраста.

Надо сказать, такая ситуация сложилась во многих районах области. Куда мы только ни обращались, чтобы на общественный транспорт обратили внимание! Очень надеемся быть услышанными.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

28