Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

16.03.2020 10:47 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 20 (13337) от 16.03.2020 г.

Связистка Волховского фронта

А.И. Красильникова

В просторной квартире участницы войны Анны Ивановны Красильниковой уютно и чисто. Живёт она одна, но каждый день её навещают правнучки Алёна и Аня. О них и болит душа бабушки.

Фронтовая встреча сестёр-связисток Анны и Александры

– Без отца растут девчонки, вот я вместо внука им деньгами помогаю, – говорит 95-летняя женщина, награждённая орденом Отечественной войны второй степени и медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За оборону советского Заполярья». – Аня техникум окон-чила, работы подходящей нет, а жить надо. В бар устроилась официанткой. А там посетители всякие, домой поздно возвращается, мне за неё страшно.

– Наверное, не страшней, чем вам самой в её возрасте на фронте было? – спрашиваю я Анну Ивановну.

Она рассеянно улыбается, а потом решительно заявляет:

– На войне всё по-другому было, а самое главное – люди другие. Мы, девчонки-связистки, так дружили, что нам казалось, легче самим погибнуть, чем потерять близкую подругу. А теперь что? Родные хуже чужих стали, сколько детей-сирот при живых родителях! А самое страшное, работать людям негде. Неужели за такую жизнь мы тогда воевали?

– А за какую?

– За счастливую, мирную, свободную. Нам казалось, война кончится, а с нею и все людские страдания. Да только не всё так, как тогда мечталось, получилось.

– Анна Ивановна, расскажите, как вы на фронт попали?

– Добровольцем. Когда вой-на началась, я только-только 10 классов окончила. 22 июня днём нам в Горевской школе свидетельства выдали, а вечером мы всем классом на сходку в Фёдоровское пошли. Там эту страшную новость по рупору объявили. Про праздник все тут же забыли и по домам кинулись. Мой отец был председателем сельсовета, посадил меня в тот же вечер призывные повестки выписывать. Поначалу их много было, писали день и ночь. Кто-то плакал, эти повестки получая, а кто-то и попрекал: «У вас в семье четыре девки – воевать некому!» Только я так не думала и родители мои – тоже. Отец мне сам повестку выписал. Летом 1942 года по комсомольской путёвке проводили меня на фронт. Вместе с другими девушками-новобранцами привезли нас в Горький, а там распределили: кому окопы копать, кому военную специальность получать.

– Я попала в школу радисток в город Боровичи Ленинградской области, – продолжает Анна Ивановна. – Пять месяцев там училась радиограммы шифровать, азбуку Морзе освоила. Из 12 выпускниц выбрали пять самых толковых и отправили в отдельный 80-й полк связи на Волховский фронт. Город Волхов лежал в руинах. Связисты (450 девчонок) жили в землянках у леса. Форму нам выдали новую шерстяную, обули чин по чину. Учения начались: по-пластунски ползали на скорость с автоматом, занимались стрельбой, политподготовкой. Поначалу посыльной пришлось послужить, а потом на телеграф посадили. Дисциплина была строжайшая. Шифровки из штаба фронта в Москву отправляли. Нам постоянно повторяли, что малейшая ошибка при передаче шифровок может погубить целые полки и дивизии. И ошибок связистам не прощали. Все знали: виновный тут же отправится в штрафбат на передовую. О том, что мы – девушки, пришлось забыть. 12 часов отдежуришь на телеграфе, спать хочется, а ночью – в наряд. Вооружённые «полувинтовками», в одиночку склад в овраге охраняли. Жутко, холодно, а тут ещё артобстрелы, бомбёжки и немцы, которые невесть откуда неожиданно появлялись. Одна женщина не выдержала и сама себя застрелила прямо на посту в наряде. Не сказать, что я была геройского вида. Маленькая, худенькая. Одно дело ленточки с циферками писать, совсем другое – отражать нападение вооружённого фашиста. Слава Богу, мне этого делать не пришлось.

– Скажите, поклонники у вас в штабе были?

– Какие поклонники! Неуставные отношения были под запретом. Даже письма домой и те контролировались военной цензурой. Потому и писала коротко: «Всё хорошо, обо мне не беспокойтесь!» А домой невыносимо хотелось. Наверное, поэтому самым памятным для меня человеком был капитан Уткин из Тонкинского района, который по-отцовски опекал меня как землячку.

– Какое событие на фронте стало для вас самым радостным?

– Встреча с сестрой. Александра тоже добровольцем на фронт ушла и связисткой стала, а когда на Волховский фронт её направили, она решила меня разыскать. И ведь нашла! Как сейчас помню: дежурю, вбегает Нина Николаева и спрашивает: «Сестру свою Александру видеть хочешь?» Смотрю на неё и не понимаю, откуда она про сестру знает. А Нинка: «Да Александра тебя у землянки ждёт. Беги скорей. Я за тебя подежурю!» Вот радости-то было! Встретились, обнялись. И долго-долго не могли наговориться: о доме, о родителях, о подругах, о соседях, кто где воюет, живых и убитых вспомнили.

– Я думала, что вы скажете, что самым радостным событием стал для вас День Победы.

– Рада бы сказать, да Днём Победы война для меня не закончилась. Весной 1945 года мы только о победе и думали. Постепенно девчонок из нашего полка демобилизовывать начали и группами домой отправлять. Меня в Ярославль направили, и связь с сестрой Александрой прервалась. Уже в Ярославле я письмо получила, из которого узнала, что Александра вернулась домой. А я работала в здании телеграфа, напротив которого был театр имени Волкова. Очень хотелось на спектакль попасть, но нас в город не отпускали. Я и сейчас помню то пасхальное воскресенье. На большой площади возле театра было полно народу. И голос диктора: «Фашистская Германия полностью капитулировала. Победа, товарищи!» Что тогда началось: слёзы, объятия, радость, песни и пляски!

А на следующий день нам выдали сухой паёк, погрузили в вагоны с буржуйками и повезли в неизвестном направлении. Ехали долго. На Байкале поезд сутки стоял – ждали, когда разберут завалы в подорванном тоннеле.

– Привезли нас в дальневосточный город Ворошиловск, выдали телеграфные аппараты, распределили по точкам, – продолжает рассказ Анна Ивановна. – Я оказалась на территории Китая. Там я узнала, насколько разнится жизнь в государствах. У железной дороги жили японцы в уютных ухоженных домиках с туалетом и кухней. Какие у них в полях росли помидоры! Большие, бордовые, много-много, но трогать нам их было нельзя. Многокилометровая застеклённая линия пролегала через железную дорогу. Когда войну с Японией объявили, японцы эти с территории Китая бежать бросились. С гружёными тележками и чемоданами в этот стеклянный тоннель кинулись, в страшной панике и толкучке. А китайцы жили настолько бедно, что мы с ними своими пайками делились. Видя голодных, оборванных китайских детей, отдавали им свой кусок сахара или хлеба.

Однако сытая Япония недолго воевала. После её капитуляции начали нам на смену присылать молоденьких мальчишек. Мы их сначала связному делу должны были обучить, а уж потом подать рапорт о своём увольнении. В декабре 1945 года мне этот рапорт подписали. Руководство уговаривало остаться, но за три с половиной года службы я так по дому соскучилась, что удержать меня было невозможно. Только спустя годы поняла, что зря из армии уволилась.

– Откуда такие выводы?

– Приехала я домой в Малое Горево перед самым Новым 1946 годом. А в колхозе тяжелей, чем на фронте. Там мы и сыты были, и одеты, и работали, и мир могли посмотреть. А тут – что посеешь, то и пожнёшь. Устроилась продавцом в магазин работать, потом замуж вышла, в Арью переехали. Работы не было, пошла на узкоколейку. Благодаря тому, что на машинке печатать умела, вскоре перевели меня в контору леспромхоза документы обрабатывать. Была и кассиром, и бухгалтером. Рисковая, за собой не стояла. Чтобы рабочие премию смогли получить, я ночью на поезде в Горьковский банк с документами ездила.

– Анна Ивановна, о чём вы мечтаете накануне 75-й годовщины Победы?

– О чём мечтать? – Всё у меня есть! Сынов своих, Валентина и Евгения, в 2018 году я одного за другим схоронила. Четыре внука у меня и шесть правнуков. Им хочется счастья пожелать. Пусть войны не ведают и всегда будет мирным небо над их головами.

Татьяна Журавлёва.

Фото Алексея Метелькова, из архива А.И. Красильниковой и открытых интернет-источников

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

40