Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

27.10.2020 09:23 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 81 (13398) от 27.10.2020 г.

Свет добрых дел

А.С. Медведев

Мокрой веткой в окно стучит осень. Листва уже почти осыпалась с плодовых кустарников и деревьев. По мокрой садовой дорожке скачут взъерошенные воробьи. Прямо за калиткой шумит вековыми кронами сосновый бор. В доме уютно и тепло. В самом углу просторного зала свернулся калачиком в мягком кресле чёрный кот. На столе, придвинутом к окну, ровными стопочками лежат газеты и книги. В доме тихо. Эта давящая тишина поселилась в доме с тех пор, как не стало супруги. Александр Сергеевич Медведев придвинул стул к окну и в задумчивости склонил голову. Вот и в его жизнь твёрдой поступью пришла осень.

А.С. Медведев, 1975 г.
Здание профтехучилища (в настоящее время — техникума)

Нет, он не чувствует себя одиноким. Его дочери и внуки стараются почаще вырываться к нему из городской суеты, во всём помогают. В свои 89 лет он ещё занимается огородом, любит выращивать цветы, старается выходить погулять среди сосен по дорожкам парка. И хоть зрение уже подводит, но книга, умный собеседник, всегда с ним рядом. Читает Александр Сергеевич всё больше исторические произведения.

Впрочем, он и сам является не просто очевидцем, а непосредственным участником многих исторических событий. На его памяти ещё события довоенных лет, поскольку родился он в 1931 году. Из непростого голодного детства вспоминается ему родное Дивеево. Здесь он пошёл в первый класс. Их дом как раз располагался напротив монастырской колокольни, которая к тому времени была наполовину разрушена, здесь находился Сбербанк, а в остальных помещениях монастыря размещались другие районные службы. В то время шла война с Финляндией и по улицам строем ходили мужчины с винтовками, причём, не только молодые, но и в зрелом возрасте. Они делали из прутьев щиты, вешали их на столбы и по команде «Левой коли!», «Правой коли!» тренировались в ведении штыкового боя. Потом судьба забросила их семью в Ворсму Павловского района, оттуда – в Мордовию.

Глубокий след в памяти Александра Сергеевича оставили годы Великой Отечественной войны. Летом 1941 он только закончил второй класс и вместе с отцом при-ехал к бабушке в Дивеевский район в гости. Страшное известие заставило отца срочно вернуться на работу, а Саша задержался здесь на год, продолжил обучение в местной школе.

Вспомнилось ему сейчас, как по вечерам они с мальчишками забирались на какую-нибудь горку повыше и наблюдали, как над Нижним Новгородом по ночному небу скользили лучи прожекторов, выискивая вражеские самолёты. Иногда в отдалении слышался их зловещий рокот.

Мужчины из деревни почти все ушли на фронт. В 1942 году в ряды Советской армии был призван и отец Александра Сергеевича. С матерью остались он и брат с сестрой. Жили они тогда в деревне Выползово Дивеевского района.

Погрузившись в воспоминания, Александр Сергеевич, сидя за столом, ближе придвинулся к окну. Ветер трепал оставшиеся листья на деревьях. Сорванные с ветвей, они кружили в воздухе, стелились по земле пёстрым мягким ковром. Тёплая нынче выдалась осень. Всего вдоволь уродилось! Совсем не так, как в те далёкие военные годы. Ох, и тяжело им приходилось. Голодали страшно, по весне ходили в поле искать оставшуюся картошку, собирали и ели листья, траву. Дров совсем не было. Вспомнилось Александру Сергеевичу, как ему, мальчонке, приходилось тайком пробираться в рощу, чтобы срубить молоденькую осинку на дрова, чтобы семья могла хоть чуть-чуть дома согреться. В школу ходить было совсем не в чем, одежды никакой не было.

А как он колхозных лошадей пас, разве забудешь?! «Ну что, Саня, пойдёшь в колхоз лошадей пасти?» – спросил его тогда совсем седой, сгорбленный временем дед, которому во время войны пришлось взять на себя руководство колхозом. Тогда ему польстило это оказываемое доверие. Непросто далась ему эта работа. Лошади были норовистые, могли лягнуть или укусить. Каждое утро нужно их было выгнать на пастбище, да ещё ноги им спутать, чтобы не убежали. А как лапти учил плести его родной дедушка! В самодельных лаптях он и ходил в школу, каждый день по четыре километра туда и обратно, зимой – пробираясь через снежные заносы. Столько лет прошло с той поры, но словно вчера это было.

1947, пожалуй, для него был самым трудным годом из послевоенных лет. Тогда, после окончания семи классов, поехал он поступать в Арзамасский техникум на техника-механика. Хлеб тогда ещё не продавали, и студентам было очень голодно. Здесь студентов учили три года по сокращённой программе, чтобы быстрее направить поднимать сельское хозяйство, потому что рабочих рук катастрофически не хватало. Выбирать место работы разрешалось самим, Алексанр Сергеевич остановил свой выбор на Павловской МТС. Приехал, разместился в общежитии. Небольшую комнату пришлось делить с женщиной с ребёнком. В 1952 году его призвали в армию. А через год службы повезли их за границу, в Австрию, в школу офицеров запаса, по окончании которой ему присвоили звание младшего лейтенанта. Здесь ещё на тот момент сохранялись приметы военного времени. На домах, к примеру, висели вывески «Мин нет», оставленные сапёрами. Жить военным приходилось в казармах, в которых в войну размещались гитлеровцы под командованием фельдмаршала Паулюса. Особенно запомнилась ему печь с высокой и большой в диаметре трубой, которая стояла на удалении от казарм, в войну здесь сжигали трупы людей, которые погибали. Тяжёлое впечатление оставило у него и посещение концентрационного лагеря Маутхаузена.

Затем, по возвращении на родину, он работал в профтех-училищах в Ардатове и в Воскресенском, где готовили механизаторов для сельского хозяйства, многие из которых потом направлялись на освоение целинных земель. На целине ему пришлось побывать дважды. Надо сказать, обучались здесь не только те, кто только закончил школу, но и взрослые мужчины, пришедшие с войны в звании лейтенантов и даже капитанов, которые однако не успели получить образования. Они шли учиться на трактористов, комбайнеров. Сам Александр Сергеевич без отрыва от работы заочно окончил Горьковский сельхозинститут.

В 1963 году его направили в Урень на должность директора профтехучилища. На тот момент у Александра Сергеевича уже была семья, супруга Фаина Михайловна была учителем иностранных языков, их старшей дочери тогда было всего полгода. Урень встретил его вереницей серых, почерневших и покосившихся от времени изб. Начинал строиться

«Гастроном» около пруда, а жилых кирпичных домов ни одного ещё не было. Правда, к тому времени уже был построен учебный корпус профтехучилища. Училище было большое. Готовили здесь трактористов-машинистов, шофёров, водителей артиллерийских тягачей для армии, экскаваторщиков, строителей, каменщиков, штукатуров-маляров. Учились здесь со всех северных районов области. Учащимся давали стипендию, снабжали спецодеждой.

Среди мастеров производственного обучения были в основном участники войны. Поскольку учебное хозяйство на тот момент находилось в запустении, решили взяться в первую очередь за него. Райком партии предложил в Багреце землю для учебного хозяйства, на которой и начали пахать, сеять, вести строительство. Построили скотный двор на 100 голов, механизировали его, сделали склады для зерна, ток для обмолота, пробурили скважины, завезли технику. Поскольку профтех-училища не относились к системе народного образования, а были выделены в отдельную систему профтехобразования, то финансировались лучше, а потому здесь имели возможность помочь району, в первую очередь техникой. Летом учебные комбайны выходили в поля, машины доставляли удобрения и стройматериалы, на строительстве были заняты экскаваторы.

В профтехучилище велось строительство большого лабораторного корпуса со всеми прилегающими строениями. Строили его практически своими силами. Первыми в районе начали возить железобетонные плиты перекрытия. Сами эти вагоны разгружали. Затем вместо старенького деревянного дома, где располагалось общежитие, было построено новое каменное двухэтажное здание, сюда были проведены электричество и даже водопровод, кстати говоря, тоже первый в Урене.

«Да, сейчас трудно представить свою жизнь без канализации, водопровода, а тогда мы и не знали, что это такое», – размышляет ветеран. Вспомнил он их первую квартиру, которая располагалась на втором этаже двухэтажного дома в центре города. В доме не было ни водопровода, ни канализации. За водой ходили на колодец, а туалет был поставлен в соседнем дворе. Но даже это жильё для супругов после многих лет, проведённых на съёмной квартире, тогда казалось счастьем.

Особым в его жизни, да и в истории района, стал 1970 год, когда Бориса Петровича Абрамова избрали первым секретарём райкома партии. По его просьбе Александр Сергеевич перешёл на работу в райсполком на должность заместителя председателя. Председателем райсполкома в то время был Александр Акимович Морнов, затем на этой должности его сменила Анна Николаевна Мохова. Заступая на эту должность, Александр Сергеевич и не подозревал, насколько это была неопределённо большая работа. Он курировал здравоохранение, образование, культуру, строительство, возглавлял комиссии по делам несовершеннолетних, пожарной безопасности и много ещё чего. Работал рука об руку с Зоей Зиновьевной Соловьёвой, Борисом Алексеевичем Бабинцевым, Анастасией Ивановной Макаровой, возглавлявших отделы культуры, образования и здравоохранения.

Основная работа закипела в 1973 году, когда Урень получил статус города. Появилась возможность его благоустраивать. И практически сразу началось строительство водопровода и канализации в Урене, которым пришлось заниматься непосредственно ему, подключать к этому не только строительную организацию, но и все предприятия района. В эти годы начали возводиться жилые микрорайоны, строиться котельные. Сложно представить, но в Урене на тот момент не было даже пешеходных дорожек, проезжая часть от пешеходной зоны была отделена просто жердями. Потом, когда завод ЖБИ стал выпускать бетонные плиты, начали делать тротуары.

Затем началось строительство поликлиники на месте старой, к ней сделали пристрой для санэпидемиологической службы. Чуть позднее на месте больничного сада стали возводить больничные корпуса, все хозяйственные постройки. Была построена и Уренская средняя школа №1. Словом, город преобразовывался и хорошел на глазах. Потом строительство началось и на селе. В Карпове колхоз построил школу, во всех колхозах начали строиться Дома культуры. Вспомнилось Александру Сергеевичу, как тяжело это всё продвигалось. Техники не было, котлы для отопления делали сами. На строительство канализации был выделен всего один экскаватор, и стройка продолжалась целых 15 лет. Внутри города дорогу должен был содержать район, но в наличии не было даже грейдера, и дороги в зимнее время попросту не чистились. По городу шёл огромный поток грузовых машин, а в какой-то момент рухнул мост на Красном Яру, движение между Кировом и Горьким было нарушено. Дважды мост ремонтировали, а затем силами военных соорудили понтонный мост, чистить который в зимнее время приходилось по очереди работникам предприятий. Материалов не давали, щебёнку приходилось ездить выпрашивать по всем строительным организациям области, поэтому благоустройство территории вокруг построенных домов, как правило, не велось.

Сложным делом было и строительство пятиэтажных домов, поскольку первоначально это была промышленная зона. У «Сельхозтехники» и ремзавода была своя котельная, это и стало решающим фактором. Много инстанций пришлось Александру Сергеевичу объехать, много сил приложить, чтобы убрать подальше локаторы воинской части от жилого микрорайона, которые изначально были серьёзным препятствием для строительства. Большую подготовительную работу он провёл и для строительства в городе пожарного депо. Его строительство началось уже после того, как Александр Сергеевич вышел на пенсию. 15 лет работы в райисполкоме стали годами тяжёлого напряжённого труда, воплотившегося однако в конкретных делах, построенных зданиях и сооружениях, определивших современный облик города. Да, Урень был уже не тот, каким он увидел его в первый раз, когда приехал сюда.

Пенсионный возраст не помешал ему активно заниматься общественной работой. Сначала – в качестве председателя райкома профсоюза, затем несколько лет – в избирательной комиссии, а потом – членом президиума совета ветеранов.

Отвлёкшись от своих мыслей, Александр Сергеевич развернул лежащую перед ним газету. Сейчас из неё в основном он узнаёт о всех происходящих в городе и районе событиях, с удовольствием отмечая те позитивные изменения, которые здесь происходят. В его дом теперь пришёл природный газ, словно компенсация за голодные и холодные детство и юность. Да, осень его жизни наполнена светом добрых дел на благо района, который стал его судьбой, и теплом людей, которые шли и идут с ним по жизни рядом.

Ирина Смирнова.

Фото Алексея Метелькова и из архива семьи Медведевых

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

159