Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

19.10.2020 10:30 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 79(13396) от 19.10.2020 г.

Дорога в прошлое

У большинства из нас со временем появляется непреодолимое желание посетить те места, где когда-то жили родители, дедушки и бабушки, почувствовать ту землю, по которой когда-то ходили они. Родина предков. На протяжении всей жизни она остаётся тем местом, с которым ты связан незримыми нитями, ведь здесь
когда-то 
зародилась частичка тебя.

Мои родовые корни ведут на территорию Семёновского сельского совета. Деревня Березники – родина предков по линии отца, деревня Аксёново – по линии матери. В Аксёнове в детстве мне часто приходилось бывать. Да и позже, когда деревня осиротела, приезжала навестить могилы близких. А вот о Березниках вообще не имела представления. Дед с семьёй выехал отсюда ещё в 1948 году, отец с матерью, поженившись, отправились осваивать новые земли. В те годы многие уезжали в Казахстан, Сибирь, на Урал. Так моей родиной и стала Свердловская область. Спустя годы, судьба вновь привела меня в Нижегородский край.

Как моя семья жила на Урале, это совершенно другая история. Я хочу рассказать, о том, как в сентябре нынешнего года мне удалось осуществить давние планы и побывать на родине деда и отца.

Хорошо, что по направлению к деревне сохранилась асфальтированная дорога. Пять километров туда, пять – обратно. Десять километров тишины и умиротворения. На протяжении всего пути лишь птицы своим щебетанием изредка нарушали царивший здесь покой.

Нынешняя осень выдалась замечательной. Ничего лучшего в такие погожие деньки и придумать нельзя, как провести их на природе. И для здоровья полезно, и для души, да и от коронавируса подальше. С такими мыслями я и отправилась в путь в сопровождении своих друзей.

День выдался немного прохладным, но солнечным. Лес, меняющий свои наряды на осенние, был удивительно красив. Зелень сосен и елей гармонично дополнялась разноцветьем берёз, осин и клёнов. Опавшие листья стелились вдоль дороги пышным жёлто-золотистым ковром. Стоило только ступить на него, и воздух наполнялся лёгким шорохом увядающей листвы. Лес продолжал завораживать. Глаза невольно устремлялись вверх, дух захватывало от взмывающих в небо верхушек деревьев. Не случайно воспевают красоту осеннего леса поэты, пишут лесные пейзажи художники. Разве можно остаться равнодушным к такой красоте, дарованной нам матушкой-природой?! Бодрящий, наполненный осенней свежестью воздух придавал сил, хотелось идти и идти по этой устремляющейся вперёд и, казалось, бесконечной дороге.

В какой-то момент появлялось ощущение, что, если ты заговоришь с лесом, он непременно тебя услышит, что с ним можно поделиться самым сокровенным, рассказать о своих сомнениях и переживаниях. Не зря же говорят, что деревья способны впитывать плохую энергию, избавлять человека от отрицательных эмоций.

Наконец мы дошли до того места, где была деревня. Повсюду – заросли кустарника да молодые деревца, а ещё – высокая трава, не позволявшая подойти к этому месту поближе. Лишь забравшись на спиленный и сложенный у дороги лес, можно было окинуть взором всю окрестную территорию. Грустное зрелище. Сухие безжизненные травы застыли в молчаливом ожидании. Нет, они уже не дождутся.

Никогда больше не коснётся их рука человека. Вспомнились строчки из стихов: «Здесь когда-то была деревня, а теперь лебеда да осот…». Когда-то здесь жили люди, трудились на этой земле, играли свадьбы, рожали детей, строили планы на будущее. Но люди ушли, и время безжалостно стёрло деревню с лица земли. Последние жители выехали из этих мест в 1986 году. Вроде бы, не так давно, а словно и не было здесь ничего.

Я пыталась представить, как располагались дома, где мог быть дом, в котором родился и рос мой отец. Мы молча бродили по уходящей в лес дороге, останавливаясь возле задумчивых берёз. Видимо, росли они здесь в большом количестве, если деревня получила такое символичное название – Березники. Слышала, что был в деревне пруд. И неожиданно заметив в зарослях что-то похожее на небольшой водоём, предположила, что это, возможно, то, что от него осталось. Где-то дальше, в сторону леса, по словам моих спутников, было деревенское кладбище. Но пройти туда уже не было возможности. Да и солнце клонилось к закату.

Огромное желание хотя бы постоять на этой земле, с которым я отправилась в путь, сменилось лёгкой грустью. Так стоит ли возвращаться в такие, забытые Богом и людьми, места? Думаю, стоит. Что касается меня, я исполнила то, к чему так стремилась. Увидела всё своими глазами. Отдала дань этой земле. А ещё получила позитив от общения с природой. Только наедине с ней человек становится самим собой. Да, печально видеть умирающие деревни, зарастающие лесом поля. Но если подойти к этому философски, у каждой из них, как и у каждого человека, своя жизнь. Деревни, как и люди, рождаются, живут и умирают. Хочется только одного, чтобы человек не прикладывал руку к их разрушению.

Тускнеющее солнце стало неспешно опускаться к горизонту. Пора было отправляться в обратный путь. Потянуло вечерней прохладой. И вот уже у самых макушек сосен, едва пробиваясь сквозь густые ветви, безвозвратно угасали последние лучи заходящего солнца, сумерки стали неумолимо сгущаться. Пока мы шли, становилось всё холоднее и холоднее. Казалось, что лес подступает теснее и теснее. Мы прибавили шагу, и вскоре показались дома окраины села Семёново.

«Спасибо этому дню, – думала я. – И, несмотря на то, что он был овеян лёгкой грустью, останется в моей памяти навсегда».

Я благодарна моим спутникам, разделившим со мной и радость, и печаль этого маленького путешествия в прошлое.

Александра СЕМЁНОВА.

Фото автора и Татьяны ШУБИНОЙ

На родине предков

То, что осталось от предполагаемого пруда

Здесь когда-то была деревня

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

304