Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

23.04.2019 09:29 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30(13248) от 23.04.2019 г.

Никольское общество трезвости

Члены Никольского общества трезвости

Во время правления Александра II в 1858 году, практически накануне отмены крепостного права, в России появились организации, занимающиеся борьбой с «неумеренным винопитием» и в то же время «просвещением и развитием народа».

В.К. Успенский

Граммофон В.Г. Успенского

В первое время деятельность таких организаций сводилось к составлению договора между членами обществ, в которые в основном входили крестьяне. Он заключался в том, чтобы «не пить водки, не покупать её у откупщиков, а если надо, на праздники и свадьбы покупать вино виноградное». Новый импульс деятельности обществ, содействующих отрезвлению народа, дал Указ Священного Синода от 21.04.1894 г. во время правления последнего русского императора Николая II, по которому священникам предоставлялась возможность создания церковно-приходских обществ трезвости. В целом деятельность светских и церковных организаций была схожей. Однако, если светские объединения ставили цель сократить потребление алкоголя среди своих членов, то церковные общества требовали полного отказа от спиртных напитков, за исключением разрешения священника.

Средствами борьбы против алкоголизма были просветительская деятельность, полезное времяпрепровождение – открытие библиотек и читален, публичные лекции и чтения, обучение церковному и светскому пению, организации оркестров, спектаклей, концертов силами общества, книжная торговля, распространение брошюр и листовок антиалкогольного содержания, открытие чайных и столовых без продажи спиртных напитков.

В Урень-крае первое общество трезвости возникло в 1910 году. Эту дату мы определили по фотографии, находящейся в архивно-рукописном отделе нашего музея и датированной этим годом. На ней запечатлено Никольское общество трезвости, а в центре – священник Уренской православной церкви Владимир Кузьмич Успенский (1873 – 1923 гг.). Уренское общество трезвости было названо Никольским в честь святителя Николая, который особо почитался прихожанами церкви. В начале ХХ века общество трезвости располагалось в деревянном двухэтажном доме. Место, выбранное для него, было не случайным: рядом располагался базар, где шла бойкая торговля, и чтобы у продавцов не было искушения отметить удачную сделку спиртным, здесь можно было выпить чаю, спокойно пообедать и за неспешным разговором обсудить многие проблемы.

Это место было популярным среди населения. Вот как об этом вспоминали старожилы Уреня: «Особенным значением в обществе пользуется чайная – столовая, которая очень усердно посещается не только жителями Уреня, но и приезжающими по делам торговли. В особенности для бедняков она имела благодетельное значение: за 3 копейки здесь можно получить порцию (6 стаканов) достаточно хорошего чая с соответствующим количеством сахара, а за 2 – 6 копеек – порцию мясных или грибных щей». Но помимо этого сюда приходили посмотреть газеты и журналы, сфотографироваться и послушать граммофон, принадлежавший Успенскому, с модными в то время мелодиями.

Никольское общество трезвости регулярно устраивало народные чтения и беседы. Чтения проводились в праздничные и воскресные дни. В будни религиозно-нравственные беседы вёл основатель общества В.К. Успенский. В общество, помимо православных верующих, входили 24 беглопоповца, 4 «австрийца» и 2 спасовца. В связи с этим для просвещения народных масс в Костромской епархии, в состав которой входил и наш Уренский край, был открыт миссионерский противораскольнический и противосектантский институт, куда вошли священник Уреня Владимир Успенский и его помощник Харлампий Шашилов. В 1907 году он провёл 29 публичных бесед с раскольниками и сектантами.

Владимир Успенский был уездным миссионером, благочинным, т.е. старшим над всеми православными священниками пяти волостей Уренщины. За борьбу с раскольническим движением он был награждён набедренником, носил чин протоирея Уренской церкви, был для уренских жителей духовным просветителем, духовным писателем, ему принадлежит «Духовная ода против «австрийцев». Владимир Успенский был действительным членом Костромского Феодоровско-Сергиевского братства и вносил ежегодно пожертвования в сумме трёх рублей на стипендии студентам епархиальных училищ.

В 1908 году, на исходе событий первой русской революции, в Урене побывал русский писатель Михаил Пришвин.

«Он красный, только что вернулся из бани, большой, волосатый, настоящий картинный батюшка», – пишет он об Успенском в своём очерке «Звон», давая в нём яркое описание миссионера. В.К. Успенский определил для себя правило: лично проводить беседы с каждым, кто выражает желание стать членом Никольского общества. Обеты трезвости принимались на один год. Собрания трезвенников собирались каждое воскресенье и начинались с молитвы, затем проводились религиозно-нравственные беседы и проходил торжественный молебен иконе Божией Матери. А новые члены общества давали обет на воздержание от спиртного на избранный ими срок.

В своих проповедях протоиерей Владимир говорил: «В соответствующей обстановке, которую даёт церковь, и под её благодатным воздействием дающий обещания воздерживаться от винопития укрепляется мало-помалу и совершенно отстаёт от этого порока. Поступок ведёт к привычке, привычка создаёт характер, а характер создаёт человека в полном христианском смысле этого слова».

В Никольском обществе трезвости популяризировались пчеловодство, огородничество, садоводство, устраивалось обучение различным ремёслам. В октябре 1913 г. в списках трезвенников числилось 274 члена, было проведено 78 народных чтений. Добрая слава о деятельности общества разносилась быстро, крестьяне из всех деревень шли в Урень, чтобы записаться в общество и дать обет трезвости. Все стремились к неуклонному выполнению данного обета. В.К. Успенский ко всем, у кого наступал срок окончания обета, обращался с «братской просьбой» повторить обет «и не оставлять трезвой семьи…». Членам общества трезвости «через волшебный фонарь показывались туманные картины о вреде пьянства», звучали песнопения. Для объединения членов общества и для укрепления веры устраивались торжественные крестные ходы.

На добровольные пожертвования прихожан В.К. Успенский выписывал журналы и газеты. И сам лично устраивал громкие читки. Как правило, они состояли из священно-исторического сюжета, изображающего безобразие пьяной жизни или пользу трезвой. Сам Успенский много раз писал письма на имя Его Преосвященства «выписывать ежегодно в церковную библиотеку книг и журналов». И именно благодаря ему в Урене в конце 1899 года была открыта изба-читальня.

Отдавая дань памяти тем, кто жил до нас, мы ещё раз убеждаемся, что в будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.

Светлана Техменева,

директор музейно-выставочного комплекса им. В.Ф. Мамонтова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

77