Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

18.02.2019 09:14 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 12 (13231) от 18.02.2019 г.

Победить себя!

С.В. Лебедев

В течение двух дней лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2018» Сергей Валерьевич Лебедев по приглашению управления образования и совета молодых педагогов «Феникс» при районной профсоюзной организации работников образования проводил свои мастер-классы для педагогов школ и учреждений дополнительного образования северных районов области. Одна из таких встреч состоялась 7 февраля в ФОКе «Спарта».

Двадцатишестилетний учитель физкультуры 156-й школы Сормовского района г. Нижнего Новгорода рассказывал о том, как он стал победителем регионального этапа конкурса и вошёл в число 15 финалистов Всероссийского этапа, проходившего в Санкт-Петербурге.

Что помогло молодому учителю физкультуры добиться такого успеха? Ответ на этот вопрос хотел получить каждый, сидевший в зале. Впрочем, не менее важным был и другой вопрос: «Что можно взять из опыта победителя конкурса «Учитель года – 2018», чтобы внедрить в собственную педагогическую практику?»

Итак, попробуем ответить хотя бы на первый вопрос.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – сказал когда-то Чехов. Ни к кому так не относятся эти требования, как к учителю, ведь на него смотрят и на него равняются дети. Когда Сергей Валерьевич вошёл в зал, его встретили по одёжке, а она была безукоризненна – строгий пиджак, белая рубашка, галстук. Внешняя красота молодого человека дополнялась внутренним обаянием. Поразительная простота, волнение, искреннее желание поделиться тем, что самому нелегко далось. Правильная речь, хорошая дикция, широкая эрудиция не только в вопросах педагогики и физической подготовки в школе, а практически во всём.

Не буду вдаваться в подробности и рассказывать о том, как Сергей Лебедев объяснял все тонкости формирования сайта, требования к эссе, уроку, мастер-классу, рассказывал о поддержке коллег, детей, Нижегородского института развития образования, о своих промахах, о том, как нелегко было провести классный час с незнакомыми детьми, тема которого стала известна за 10 минут до начала занятия, и написать эссе без грамматических и орфографических ошибок. Маститые учителя в зале с большим интересом смотрели на экран, где учитель года демонстрировал свой сайт, видеозапись открытого урока, мастер-класса, классного часа, литературную композицию, встречу с президентом Владимиром Путиным.

Вопросов из зала к Сергею Валерьевичу было немало.

– Поделитесь впечатлениями о встрече с министром образования Ольгой Васильевой, – попросила начальник управления образования И.И. Спирина. – Какие вопросы вы ей задали?

– Ольга Юрьевна Васильева – человек серьёзный и своё дело знает. Ей известно всё, что есть в школах России и чего в них не хватает. Я задал ей вопрос о том, что, будучи руководителем туристической работы в школе, не могу отправиться с ребятами в поход на байдарках из-за введения многих запретов при организации туристических походов. Она приняла это к сведению.

Встреча подходила к концу, а я понимала, что за два с половиной часа очень полезного и интересного общения этот молодой человек о себе лично не сказал ни слова – только о конкурсе и о работе. А узнать хотелось многое.

Основное правило педагогики

Я попросила учителя года ответить на несколько вопросов.

– Сергей Валерьевич, скажите, пожалуйста, почему вы стали учителем физкультуры?

– Очень люблю спорт. С детства занимался греко-римской борьбой, в старших классах стал кандидатом в мастера спорта по карате. К тому же меня всегда тянуло к детям. В 11-м классе я уже работал старшим вожатым в родной 156-й школе. Учёбу в Нижегородском педагогическом университете совмещал с работой по специальности. За восемь лет работы учителем физкультуры убедился, что мой предмет очень важный, ведь он удовлетворяет естественную потребность ребёнка в движении.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный учитель?

– Увлечение, азарт, запал. Когда учитель увлечён сам, ему легко заинтересовать детей. А если учителю и ребёнку интересно вместе, остановить процесс познания становится невозможно.

– К сожалению, среди молодых учителей немало и таких, которые стремятся уйти из школы. Как вы думаете, почему?

– Причин много, по-моему, самая главная из них – это равнодушие. Когда учителю не интересна его работа, когда он равнодушен к детям, их победам и неудачам, ему действительно нужно бежать из школы.

– Когда смотрела ваш мастер-класс, урок, литературную композицию, понимала, что вы показали себя на конкурсе не только как учитель физической культуры, но и как педагог с большой буквы, который всё знает, всё умеет и легко может этому научить других. Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к современному принципу российской педагогики – ребёнок должен добывать свои знания сам?

– Я предпочитаю сначала показать детям упражнение, потом их научить делать это самостоятельно и в команде, затем похвалить их за то, в чём они добились успеха. Личный пример – основное правило педагогики, это закон жизни, и его никто отменить не в силах.

– Скажите, пожалуйста, что для вас было самым сложным во время участия в конкурсе «Учитель года – 2018»?

– Конкурс продолжался практически целый год. И всё это время нужно было постоянно работать: что-то создавать, выдумывать, творить, учить. Я бы сказал, что мне удалось самое главное – победить себя. Свои страхи, усталость, лень. Результат налицо. В число 15 лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года» участники от Нижегородской области не выходили 10 лет, в 2018 году это получилось у меня. Это не только моя заслуга, но и тех людей, которые в меня поверили, помогли, поддержали. Теперь мой долг помочь взять эту планку другим.

– Сергей Валерьевич, какой вам представляется школа будущего?

– Хотелось бы, чтобы в этой школе было прекрасное материально-техническое оснащение. Взять хотя бы урок физкультуры – один из самых затратных в школе. На уроке в спортзале – один класс, а не несколько, лыжи в расчёте на каждого ученика, на занятиях в бассейне – каждому индивидуальная дорожка, а ещё мячи, брусья, тренажёры и многое другое, что даст возможность привить детям такую любовь к занятиям физкультурой и спортом, которая станет для них жизненной необходимостью.

– Ну и последний вопрос: какова, на ваш взгляд, миссия школьного учителя сегодня?

– Воспитать Человека. Учитель не столько закладывает основы знаний, сколько формирует мировоззрение, помогает детям найти себя и самоутвердиться в нашем сложном мире, он дарит им своё тепло, понимание, внимание. При-

учая детей преодолевать трудности, школьный учитель формирует их характер, чувство ответственности и высокую гражданскую позицию.

Татьяна ЖУРАВЛЁВА

Справка

Лебедев Сергей Валерьевич – учитель, старший вожатый, педагог дополнительного образования высших квалификационных категорий; дважды лауреат премии по поддержке талантливой молодёжи Министерства образования и науки РФ, победитель Всероссийского конкурса лидеров и руководителей детских и молодёжных общественных объединений «Лидер ХХI века». Имеет первый разряд по греко-римской борьбе, звание кандидата в мастера спорта по карате, третью квалификационную категорию судьи по спортивному туризму. Женат (жена – учитель английского языка, работает в той же школе), воспитывает двоих детей.

И.И. Спирина вручает Благодарственное письмо С.В. Лебедеву
С.В. Лебедев с педагогами СМП «Феникс»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

20