Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

12.10.2018 10:49 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 76(13196) от 12.10.2018 г.

Две родины и обе любимые

Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала. Десятки раз я слышала эти слова, и всегда они ассоциировались у меня с детскими судьбами. Однажды я познакомилась с девушкой, которая выросла в детском доме. Когда я спросила её о том, как ей живётся без матери, она посмотрела на меня с удивлением и сказала: «У меня две мамы. Первая подарила мне жизнь. Её рядом не было, но она всегда живёт в моём сердце. Вторая мама вошла в мою жизнь, когда я вышла замуж, и подарила мне тепло семьи. Я люблю их обеих. Наверное, поэтому я счастливый человек». Мне вспомнилась эта история не случайно. На днях я познакомилась с армянской семьёй Аревшатян. Они говорят, что имеют две родины: Армения дала им жизнь, а нижегородская земля своим хлебом кормит. Впрочем обо всём по порядку. В 1975 году 22-летний Арарат Аревшатян вместе со своим старшим братом Айкарамом приехал в тогда ещё Горьковскую область из армянского города Кировакана на строительство аэродрома для сельхозавиации в деревню Пахутино. Приехал на заработки, а остался на этой земле навсегда. Почему? Да потому что стала она для него той самой родиной-матерью, которая своим хлебом кормит, где хочется жить, работать, растить детей и внуков.

С армянским гостеприимством

В красивом большом доме с открытой террасой на улице Сиреневой меня встречают, как желанную гостью. Стол, накрытый по всем правилам армянского гостеприимства, буквально ломится от обилия всевозможных блюд, закусок, фруктов, сладостей и вин. Встретить меня в прихожую вышла вся семья.

– Артак, – представился мне молодой человек, по всей видимости, хозяин дома.

– Это мой отец, Арарат Гегамович, – указал он на приятного мужчину более старшего возраста.

– Моя мама – Амалия, жена – Армине, дочери – Амалия и Ани.

Едва я успела взглянуть на женскую половину семьи, как женщины и девочки куда-то исчезли. Моими собеседниками стали мужчины. Усадив меня на красивый кожаный диван собственного производства, сели поодаль. Глава семьи взял инициативу в свои руки.

– Скажите, что Вы хотите о нас написать? – спросил он.

Объяснив, что меня интересует, как живётся на нижегородской земле их армянской семье, я начала задавать вопросы.

Добрый след

Арарат Гегамович рассказал мне о том, что за 43 года работы в Нижегородской области он сделал видимый вклад в её развитие. Конечно, жаль, что давно уже не взлетают «кукурузники» с аэродрома в Пахутине, который был его первым строительным объектом, но зато сохранилась дорога Пахутино – Содомово – Сидорово, которую в составе бригады Тонкинского торфостроя он прокладывал, лопатой разравнивая щебёнку и горячий асфальт. Это потом его назначили бригадиром, а поначалу был тяжёлый физический труд в непривычном для него, морозном и дождливом, таёжном климате. Однако Арарат не просто выдержал, но и нашёл себе друзей среди местного населения.

– Через год работы я поехал домой в Армению и пригласил своего начальника к моим родителям в гости, – вспоминает Арарат. – Он не просто был поражён армянским гостеприимством, но и в корне изменил своё отношение к нашей бригаде. Зауважал нас, что ли. А потом уважение пришло и от других. За трудовые заслуги мой брат Айкарам получил звание заслуженного гражданина Тонкинского района. Это большая гордость для всей нашей семьи.

Предпринимательство

Во время перестройки, когда в моду входили кооперативы, Арарат занимался изготовлением обуви. С детства приученный всё делать своими руками, он быстро наладил производство. Обувь была качественной, её покупали жители не только Тонкинского, но и соседних районов. В Пахутинском детском саду, который посещали его сыновья Артак и Артур, не было ребёнка, который бы ни носил его тапочек. Арарат Аревшатян часто дарил их детям. Наверное, поэтому в группе к его сыновьям было отношение особое.

В конце 90-х годов произошла забавная история, которая изменила направление бизнеса семьи Аревшатян. Артак вешал на стену картину, ногами встал на диван, обивка, не выдержав его веса, треснула и порвалась. Привыкшие с любой проблемой справляться самостоятельно, отец с сыном диван перетянули. С тех пор перетяжка мягкой мебели стала основным источником их дохода. Поскольку в Урене спрос на эту услугу был высоким, в 2000 году Арарат приехал сюда поработать на четыре месяца, а потом перевёз всю семью. Купили квартиру на улице Вокзальной, семья росла, и Арарат с повзрослевшими сыновьями решили строить свой дом. Практически всё делали своими руками.

Дом как планы на будущее

Дом спроектировали большой, в два этажа, очень похожий на тот, какой был у родителей в Армении. Внутренний дизайн обсуждали на семейном совете, проекты потолков в интернете искали все, включая детей. В результате потолки в комнатах получились не только красивыми, но и эксклюзивными. В каждой комнате просторно, уютно, красиво и в то же время нет ничего лишнего.

Огромная кухня, занимающая практически пол-этажа, – это «резиденция» женщин.

– Жена должна быть хорошей хозяйкой, – говорит Арарат. – Моя Амалия превосходно готовит. У нас не принято разогревать пищу или подавать одно и то же блюдо дважды. Стол должен быть всегда богат угощениями. И не важно, сколько человек зайдёт в наш дом в течение суток, ни один из них не уйдёт от нас голодным.

Для женщины – кухня и дети

Понимая, что армянские мужчины умеют вести беседу, я всё-таки прошу дать мне возможность поговорить и с их жёнами.

Первой входит Амалия – настоящая красавица. Будучи бабушкой, она прекрасно выглядит без всякой косметики. Буквально с первых слов, понимаю, что у этой женщины щедрое, любящее сердце. О чём бы ни зашла речь – о сыновьях, внучках, школе или соседях – она во всём видит сплошной позитив, хотя на её жизнь выпало немало испытаний.

– Когда в 1980-м году муж привёз меня из Армении в Пахутино, я была поражена, как плохо люди живут в глубинке России, – рассказывает Амалия. – У нас в Армении был газ, большие дома со всеми удобствами, чудесные горный пейзажи, а здесь даже дороги не было, кругом лес, дома деревянные, туалет на улице, поэтому рожать Арарат увёз меня на родину к своим родителям. Летом с детьми мы жили в Пахутине, а с осени до весны в Кировакане. Дети учились там в школе. Артак получил юридическое образование, Артур стал зубным техником. С каждым приездом нижегородская земля становилась нам всё ближе, сейчас мы обосновались здесь окончательно. В Урене – замечательные люди, среди них у нас очень много знакомых и друзей. Как только у нас появилась своя земля, мы посадили орех, яблони, груши, вишни, сливы, малину, смородину… Выращиваем практически все овощи и очень много трав. В армянской кухне травы – основа основ.

Пасха – главный праздник

– Расскажите, по каким обычаям вы здесь живёте? – прошу я.

– Наши обычаи никоим образом не входят в противоречие с вашими, – говорит Артак. – Мы такие же православные христиане, как и вы, причём, христианство пришло в Армению раньше, чем в Россию. Главный праздник у нас – Пасха. Иногда даты Христова Воскресения в Армении и в России расходятся, тогда мы справляем Пасху дважды. Для нас также важен День Победы. К нему мы приурочили праздник нашей улицы. Выставляем на улицу столы, все соседи приносят какие-то угощения. Отец готовит шашлык по-армянски. От русского варианта он отличается не только вкусом, но и присутствием овощей: помидоров, перцев, лука, баклажанов. У нас замечательные соседи. Живём дружно, стараемся помогать друг другу. Делимся саженцами, кулинарными рецептами, многому учимся. К примеру, готовить грибы наши женщины научились на Нижегородчине.

Свадьбе все рады!

– Как вы отмечаете свадьбы?

– Когда женили Артака, свадеб было две, – говорит Арарат. – Более двухсот человек гостей были на свадьбе в Армении, и более ста гуляли здесь – в Урене. Приглашали всех родственников, друзей, соседей. За столами сидели люди восьми или девяти национальностей, и все прекрасно понимали друг друга. Все поздравляли молодожёнов и радовались созданию новой семьи.

– Очень хочется, чтобы Артур тоже женился! – говорит вдруг Амалия.

– За невестой в Армению по-едете? – спрашиваю я.

– Армянка, русская – это не так важно, лишь бы жена была хорошая и по душе нашему сыну пришлась! – отвечает мне женщина-мать.

Внуки будут носить на руках

– Скажите, чем армянские семьи отличаются от русских?

– В армянских семьях нет проблемы пьянства, – говорит Арарат. – Мужчина – глава семьи. Он решает все проблемы: строит дом, сажает деревья, содержит семью. Род ведётся по мужской линии. Когда сын женится, он приводит невестку в дом своих родителей, жить в доме родителей жены не принято. Когда рождается мальчик, его называют в честь деда по отцовской линии, первую дочку называют именем матери отца. У нас принято жить большими семьями. Старшие учат молодых, дети являются общей радостью. Дедушка с бабушкой носят их на руках, понимая, что придёт немощная старость, и тогда внуки будут носить на руках их.

Всё здесь нравится!

– Как вы себя чувствуете в Урене? – спрашиваю я Армине.

– Хорошо! – говорит она. – По специальности я учитель биологии. Когда приехала сюда, какое-то время работала в Уренской школе № 1 в группе продлённого дня. Потом должность воспитателя сократили, но меня взяли работать в детский сад «Ромашка». Мне очень нравится эта работа, дети в группе, их родители, коллектив. Да и наши собственные дети всегда в зоне внимания.

Дети, Амалия и Ани, приветливые, ласковые, на русском языке говорят без акцента. Ещё бы, они родились в Урене. Детский сад, школа, занятия музыкой и танцами – всё для того, чтобы дать девочкам разностороннее образование.

Последние месяцы семья Аревшатян живёт в ожидании внука. Его назовут в честь деда Араратом, появится он на свет на уренской земле.

Живя в России, переживаем за Армению

На мой вопрос, почему вы обосновались на Нижегородчине, Арарат Гегамович ответил так: «Во времена Советского Союза Армения была богатой и счастливой страной. Мы думали, что так будет всегда. Землетрясение 1988 года стало первым ударом. Второй удар мы нанесли себе сами в 1991 году, когда проголосовали за независимость Армении. Лишившись поддержки России, экономика нашей страны начала стремительно разрушаться: в Кировакане (теперь Ванадзор) закрылись практически все промышленные предприятия, которых было более 100. Многие пережили голод. Чтобы прокормить семью, мужчины уезжают на заработки в Россию. Со временем Россия стала богаче и сильнее тех республик, которые вышли из состава Союза. На неё смотрят с надеждой полмира. В апреле этого года в Армении произошла «бархатная» революция, власть перешла в руки оппозиции. Возглавив страну, бывший журналист и депутат Национального конгресса Никол Пашинян делает видимые шаги к улучшению благосостояния простого народа: пенсии выросли на 60 %. Мы все молимся за него, потому что, живя в России, переживаем за Армению.

После посещения семьи Аревшатян я неделю ходила под впечатлением. Думала: какие удивительные люди! И живут они не по-нашему, как-то общинно, семейно, правильно. По словам их соседа, Н.В. Рябова, семья Аревшатян не только своим гостеприимством славится, но и трудолюбием, а ещё умением помогать людям без всякой просьбы. «Эти люди больше отдают, чем берут, нам на них равняться и равняться...», – сказал Николай Васильевич.

Вот и родины у них две и обе любимые, возможно, в этом и есть секрет их семейного счастья и благополучия.

Татьяна Журавлёва.

Фото автора

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

746