Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

17.08.2018 10:08 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 60(13180) от 17.08.2018 г.

«Если эту память заслужил»

Чистяков Владимир Васильевич

Народная память. Она обладает удивительным свойством хранить лучшее, чтобы передавать последующим поколениям. В ней не только история страны и самые знаменитые и именитые, но и обычные люди, оставившие добрый след своими делами. Порой, мы узнаём о них уже после их смерти, когда в редакции вдруг раздаётся неожиданный звонок.

В.В. Чистяков (крайний справа) с преподавателем и однокурсницами медучилища

– Напишите, пожалуйста, о бывшем фельдшере Непряхинского медпункта Владимире Васильевиче Чистякове, – просит нас по телефону М.Н. Яковлева. – Он работал в шестидестые-семидесятые годы прошлого века. Это был фельдшер, который с первого осмотра безошибочно определял диагноз, на его счету десятки, а может, и сотни спасённых жизней. Пока живы его жена, дети, односельчане, которых он лечил, это ещё не поздно сделать, – объясняет она.

– Что же это за человек такой, которого более тридцати лет нет, а о нём написать просят? – думаю я. А самой уже узнать не терпится.

Вместе с Мариной Николаевной мы едем в Непряхино. Остановившись у небольшого деревенского дома, входим внутрь. Двери не заперты, а хозяев нет ни в доме, ни в огороде. Спустя несколько минут они появляется.

– У соседей телята пропали, ходили искать, – поясняет 77-летняя Екатерина Семёновна, с большим трудом преодолевая подъём перед домом.

– Да вы проходите в дом! – приглашает нас её дочь Татьяна.

Усаживаемся в небольшой комнате с русской печкой, где всё по старинке. Татьяна приносит фотографии отца. Вот он в белом халате среди однокурсниц Ветлужского медицинского училища. Вот рядом с женой, совсем ещё молодой, в деревне Рамешки. Сюда его направили работать после медучилища, здесь он и познакомился с Екатериной, которая была ему доброй помощницей по жизни. А эта – последняя с датой на обороте (4 мая 1985 года) и стихами.

Милые, любимые, прощайте!

Навсегда от вас я ухожу.

С сожаленьем вас я оставляю,

С сожаленьем в даль свою иду.

Я хотел вас уберечь от горя,

Может, не всегда я верно жил,

Иногда меня вы вспоминайте,

Если эту память заслужил.

Через полтора месяца Владимир Васильевич умрёт от рака лёгких. Ему будет всего 44 года. На его похороны в Непряхино придут и приедут более сотни человек: родные, друзья, коллеги, бывшие пациенты. Девяностолетние старики поднимутся с кроватей, и, опираясь на палочки, побредут проститься с этим уважаемым во всей округе человеком.

– Расскажите об отце, – прошу я Татьяну.

– Папа меня любил, – начинает она, и слёзы катятся из глаз градом. – У меня была родовая травма, отец возил меня в областную больницу. Там поставили диагноз: детский церебральный паралич. Я отставала в развитии, папа учил меня говорить, занимался со мной все школьные годы. В первом классе мне с трудом давались письмо и математика. Учительница потребовала, чтобы меня перевели в спецшколу. Эта школа была в Борском районе. В ней я проучилась, а точнее, проплакала две недели. А потом приехал папа и забрал меня домой. Это благодаря ему я смогла закончить восемь классов в обычной сельской школе. А ещё я беспредельно благодарна таким учителям, как Галина Пантелеевна и Александр Михайлович Беляевы. Я уже в пятом классе училась, а звуки г и з никак не могла выговорить. А Александр Михайлович нашёл способ научить меня их говорить. Галина Пантелеевна учила меня физике и математике. Они погибли в аварии, а я до сих пор благодарю Бога, за то, что такие люди встретились на моём жизненном пути.

После школы папа взял меня работать санитаркой в Непряхинский медпункт. Поначалу сам со мной всё делал, чтобы я смогла научиться хорошо выполнять свои обязанности. Там я и трудилась до 2014 года, несмотря на инвалидность. Это дало мне возможность чувствовать себя нормальным человеком выйти замуж, родить сына. Я назвала его в честь папы Владимиром. Володя давно вырос, женился, работает в Ростелекоме, у меня есть внучка Виктория, которая перешла во второй класс. А я живу с мамой, потому что папа, умирая у меня на руках, наказ дал: «Татьяна, не оставляй мать!». Умер папа, и пусто без него стало. Дня не было, чтобы мы о нём не вспомнили.

– Владимир строгим был, требовательным, – включается в разговор его жена Екатерина Семёновна. – Работа для него всегда была на первом месте. Люди шли к нам постоянно, ночь ли, праздник ли. Даже когда сам был смертельно болен и фельдшером не работал, Владимир всё равно никому в помощи не отказывал. Алексей Сафонович Сафонов стал последним из числа тех, кого он вернул к жизни. У нас в прихожей всегда наготове стоял его медицинский чемоданчик. Палашино, Локтево, Рамешки, Измалиха, Нефтелес, Ляпино, Орлиха, Непряхино… Мало ли деревень тогда было, и везде он успевал. Летом на своём мотоцикле объезжал пациентов, если надо, то на нём же доставлял их в Уренскую больницу, а зимой и на лошадях за ним приезжали, и на машинах.

Володя родом из Красногора был, отец у него воевал, детей в семье было пятеро. Володя один смог выучиться. Много горя на своём веку хлебнул, потому и на чужую боль легко откликался. Упрямый был, вспыльчивый. До всего сам дойти старался. Столько у него всякой медицинской литературы было, постоянно он что-то штудировал. А ещё друзей у него очень много было. В основном, из числа врачей в Урене, Москве, Горьком. А в Непряхине все трактористы, лесорубы, колхозники его своим другом считали. Никогда и ни перед кем он не зазнавался. Я вот неучёная была, всю жизнь санитаркой проработала, а он не попрекнул этим ни разику. А как детей любил. Не случайно дочь наша старшая Маргарита по его стопам пошла и большую часть жизни фельдшером отработала , а теперь вот внучка её Анечка в Ветлужском медучилище учится. Владимир для многих примером был, немало людей на него равнялись.

– Владимир Васильевич всё умел, – вспоминает М.Н. Яковлева. – Когда он к нам в школу приходил, мы дрожать начинали, потому что знали: от его внимательного взгляда ни одна болячка не укроется. Лучшего фельдшера практика и диагноста в округе тогда не было. Он и зубы удалял, и раны зашивал, и роды принимал. Тогда в Непряхине даже роддом небольшой был. Все шли к Владимиру Васильевичу. Мама у меня заболела, пришёл он к нам, взглянул только и сразу с порога; «Едем в больницу срочно, Зоя Леонтьевна, или занимай очередь в зелёные рощи». У мамы желтуха оказалась, вылечили её, поскольку диагноз наш фельдшер правильный поставил и вовремя до Уренской больницы довёз. Маме сейчас 67 лет, а она до сих пор этот случай помнит.

Помнят такого замечательного фельдшера многие жители Непряхина. Вот что говорит З.Г. Вершинина.

Владимир Васильевич был фельдшером от Бога, при этом лечил не хуже врача. Сколько односельчан он спас. Я ещё маленькая была, когда мы всей семьёй заболели. Пришёл он к нам, осмотрел всех, и говорит родителям: «Грипп у всех, а самого маленького — срочно в больницу! Полугодовалого братишку в Уренскую больницу отправили, там его спасти не смогли. А нас фельдшер сам всех вылечил. Придёт, бывало, к нему человек в отчаяние, а он улыбнётся, лечение назначит, и вскоре болезнь как рукой снимет. Свекрови моей Владимир Васильевич сказал, что у неё сахарный диабет, а в больнице ей этот диагноз только через два года определили. Благодаря его профессионализму и безотказности мы и в больницах- то практически не бывали. С любой проблемой к нашему фельдшеру…

Так я узнала о том, что жил когда-то в деревне Непряхино незаурядный фельдшер, который был талантливым медиком и безотказно служил людям. 33 года прошло со дня смерти В.В. Чистякова, но память о нём жива в народе, потому что он её заслужил всею своею жизнью.

Татьяна Журавлёва

Фото из семейного архива В.В. Чистякова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

86