Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

16.07.2018 11:27 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 51(13171) от 16.07.2018 г.

Решение капитана Богдашина

30-летию воинского подвига посвящается

Существует легенда, что российский император Николай Первый, не решаясь принять ответственное решение о казни декабристов, переложил всю ответственность на исполнителей, послав известную телеграмму: «Казнить нельзя помиловать».

Во все времена стояла сложная задача принятия верного решения, где же правильно поставить эту самую рискованную запятую, чтобы достойно выполнить свой долг и чтобы при этом не снести своей головы.

Когда весной 1987 года, в День пограничника, радары войск ПВО обнаружили неопознанный летательный аппарат, как позднее было установлено, самолёт немецкого пилота Матиуса Руста, не отвечавшего ни на какие сигналы и движущегося прямым курсом из Германии в Россию, на Москву, то на основании приказов, инструкций министерства обороны должно быть принято решение – сбить самолёт.

На доклад министра обороны о ситуации с нарушителем государственной границы Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв, стремившийся предстать перед Западом руководителем нового типа, демократом, либералом, борцом за «общечеловеческие ценности», под которыми подразумевались, прежде всего, западные ценности, боявшийся принимать конкретные решения по любым, даже мелким, вопросам, ответил достаточно уклончиво, двусмысленно. Можно предположить, что он, как и Николай Первый, своё решение изложил в примерно такой же телеграмме: «Сбить нельзя допустить посадку».

Министр обороны маршал Сергей Соколов и главнокомандующий ПВО маршал авиации Александр Колдунов по каким-то неведомым причинам приняли своё решение поставить эту злосчастную запятую так, что она, эта запятая, не позволила дать команду сбить самолёт, хотя его и сопровождали два истребителя. Руст спокойненько приземлился на Красной площади. Одним словом, высокие военачальники побоялись принять верное решение, побоялись сбить иностранный самолёт-нарушитель государственной границы. Получается, что всю ответственность за такой всемирный позор, который послужил предлогом чистки армии, началом её дискредитации и разрушения, Горбачёв возложил на тех, кто неправильно поставил запятую, снял их с высоких должностей и отправил на пенсию своих политических противников.

Как же принять верное решение, от которого зависят судьбы многих людей, как правильно поставить запятую в той или иной нестандартной ситуации? В таких острых, как правило, ситуациях нет времени на рассуждения. Это решение приходит свыше, как озарение, посланное избранным. Решение приходит интуитивно на основе высокой духовности, невидимых команд, проходя-щих по крови и генам многих поколений предков, длительного воспитания любви к своему Отечеству, обычаям, традициям, культуре ушедших поколений, к природе родного края. Такие единственно верные решения могут приходить только к большим патриотам Родины.

Именно такое решение, позволившее защитить рубежи Отечества, дать достойный отпор нарушителям границы, спасти честь и авторитет Во-оруженных сил, принял капитан второго ранга Владимир Иванович Богдашин. Он не был ни премьер-министром, ни министром, но решение, которое он принял, по его важности и политическим последствиям соответствовало уровню министра и даже премьер-министра.

Владимир Иванович Богдашин, в жилах которого течёт казацкая кровь далёких предков, защитников земли русской, прослыл на флоте как смелый и отважный капитан, бороздивший Атлантический океан, просторы Средиземного моря, горевший на корабле, тонувший в суровых водах, попадавший в сложнейшие перипетии противоборств морских держав, всегда и везде выходил победителем. С 1983 года он командовал сторожевым кораблем «Беззаветный».

Существует мнение среди опытных моряков, что каждый корабль имеет свою душу, свой характер, свою судьбу, свой возраст. Корабли, как люди, рождаются, живут своей особенной жизнью и, как всё живущее на земле, когда-то умирают.

Командир корабля и сторожевой корабль «Беззаветный» быстро сошлись характерами, понимали друг друга с полуслова, с полустука. Каждое утро капитан здоровался, как с другом, со своим кораблём, нежно прикасался рукой к его корпусу, спрашивал: «Как самочувствие, мой друг?» Корабль отвечал ему взаимностью, биением своего горячего сердца – равномерной работой поющих турбин, как бы говоря: «Командир, я тебя не подведу, только будь твёрд в своих устремлениях, чёток в своих командах!»

Памятным утром 12 февраля 1988 года в жизни и командира корабля, и его верного друга произошло историческое событие, которое оказало существенное влияние не только на дальнейшие судьбы обоих, но и на судьбу страны в целом. В соответствии с Конвенцией Монтрё турецкие власти были заблаговременно извещены о запланированном проходе американских военных кораб-лей, крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон», оснащённых новейшим оружием, через пролив Босфор, о чём они в свою очередь по дипломатическим каналам известили соответствующие органы Советского Союза. Учитывая, что пару лет назад американские военные корабли устроили провокационный проход в территориальные воды СССР, командование Черноморского флота перед сторожевыми кораблями СКР «Беззаветный» и СКР-6 поставило задачу слежения за американскими кораблями и быть готовыми к отражению любых возможных провокаций с их стороны.

Но вначале нужно было обнаружить этих непрошеных гостей, которые, как волки, осторожно, в режиме радиомолчания (даже вращающихся антенн не было), под прикрытием такого тумана, что их не смогла обнаружить авиационная разведка, шли по акватории Чёрного моря. Обнаружить их в таких условиях было всё равно что отыскать иголку в стоге сена.

Владимир Иванович созвонился с руководителем железнодорожного парома из Ильичёвска и попросил сообщить ему о проходе американских кораблей, как только ими будут замечены корабли с указанными им номерами. Через какие-то часы с Ильичёвска пришло сообщение, что корабли с названными номерами прошли через пролив Босфор и взяли курс по направлению к Крыму. Эта информация значительно облегчала поиск и обнаружение американских кораблей. И действительно вскоре на горизонте появились их силуэты.

Подойдя ближе, командиры кораблей, согласно установившимся морским традициям, поприветствовали друг друга. Капитан второго ранга Богдашин сообщил американцам, что те движутся по направлению к границе Советского Союза и он, в соответствии с обычаями гостеприимства, будет их сопровождать. Одновременно доложил в штаб Черноморского флота, что обнаружены американские корабли и осуществляется их сопровождение. Однако американцы ответили категорическим отказом на их сопровождение, иронично мотивируя, что им хорошо известен маршрут и в помощи они не нуждаются. «Ты, приятель, сер, а я, мой друг, уж сед, и твою волчью я натуру знаю», – подумал про себя Богдашин, а вслух передал, что у нас принято гостей сопровождать.

Американцы, чувствуя себя везде как у себя дома, уверенно продолжают движение по направлению к государственной границе, которая уже совсем рядом. «Ваш курс ведёт к нарушениям территориальных вод СССР!» – предупреждает по 16 каналу УКВ командир СКР «Беззаветный». С крейсера «Йорктаун» звучит самоуверенный ответ: «Пользуюсь правом мирного прохода», хотя они прекрасно знали и понимали, что для права мирного прохода должен быть выполнен ряд обязательных условий, из которых ни одно ими не было выполнено. Вот уже и государственная граница СССР. На СКР-6 поднят флажный семафор «Вы нарушили государственную границу СССР. Требую немедленно покинуть воды СССР!». Одновременно СКР «Беззаветный» по УКВ передаёт сообщение, что имеет приказание воспрепятствовать нарушению территориальных вод. Крейсер, продолжая путь, отвечает, что им будет применено оружие.

Дмитрий Окунев.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

38