Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

08.06.2018 09:46 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41(13161) от 08.06.2018 г.

Учил летать корабли

Продолжение. Начало в № 39.

Звёздный час ЦКБ

После смерти Р.Е. Алексеева Виктор Васильевич Соколов был назначен главным конструктором экраноплана 903 «Лунь». Этот уникальный аппарат стал вершиной деятельности ЦКБ. Он был вооружён шестью противокорабельными крылатыми ракетами «Москит». Попадание хотя бы одной из них и сегодня является фатальным практически для любого корабля. В 1990 году «Лунь» приняли в опытную эксплуатацию, а уже через год он был снят с неё и законсервирован. Первоначально планировалось построить восемь таких экранопланов, но эти планы не были реализованы. Причиной этого стала тяжёлая экономическая ситуация в стране и признание военной нецелесообразности использования подобных аппаратов. Единственный экраноплан «Лунь» сегодня находится на консервации в сухом доке на территории завода в г. Каспийске. С него демонтирована вся электроника. После распада СССР и прекращения финансирования второй «Лунь» хотели превратить в поисково-спасательный и ему даже дали название – «Спасатель». Он должен был не только проводить спасательные операции на море, но и иметь на своём борту госпиталь на 150 человек. Несмотря на 75 % готовности «Спасателя», он так и не был достроен.

Присутствовавшие в тот вечер в музее инженеры-конструкторы быстро и уверенно доказали, что применение экранопланов было бы очень перспективным в грузовых и пассажирских перевозках, в геологических разведках шельфов, а в поисково-спасательных операциях на море они были бы просто незаменимы.

Смерть на взлёте

– Мне посчастливилось быть знакомым с Виктором Васильевичем, – начал свой рассказ ещё один из гостей на вечере памяти – С.Г. Аладьин, заместитель генерального директора ЦКБ им. Р.Е. Алексеева. По словам Станислава Григорьевича, доброта была отличительной чертой Виктора Васильевича Соколова. К сожалению, тяжёлая болезнь забрала этого человека в самом расцвете жизненных и творческих сил, обрезала крылья на взлёте. Но он до последнего боролся с болезнью. До последнего дня, находясь в больнице, учил английский язык. Насколько огромной силой воли обладал этот человек, может служить тот факт, что Виктор Васильевич ежедневно вёл подробнейшие записи о своём состоянии здоровья, влиянии на него тех или иных лекарственных препаратов, процедур. Не поверите, но на основании этих подробных записей его лечащий врач смог со временем защитить докторскую диссертацию.

– Сложный, но очень плодотворный в конструкторском плане период прошёл Виктор Васильевич. При нём один из экранопланов успешно прошёл лётные испытания и был сдан заказчику. В эти годы был взлёт в жизни нашего коллектива, – сказал бывший коллега Виктора Васильевича Владислав Владимирович Анпилогов. – И я верю, что у нашего ЦКБ есть будущее. В прошлом году было построено судно на подводных крыльях «Валдай» и отправлено в Севастополь. Два судна этого же типа будут перевозить туристов нынешним летом в Санкт-Петербурге во время проведения чемпионата мира по футболу. Поэтому могу с уверенностью сказать, что наше ЦКБ не в забвении, а живёт и работает. Только жаль, что наши разработки не востребованы в полной мере.

Талантливый человек талантлив во всём

В тот вечер В.В. Соколов открылся для нас с совершенно разных сторон. Например, как спортсмен. Спорт занимал большую часть в его жизни. Начиная со школьных лет, Виктор Васильевич занимался тяжёлой атлетикой. Продолжил он занятия спортом и в период учёбы в политехе. Успевал заниматься наукой и ходить на тренировки, ездить на сборы, турниры. Очень хотел стать мастером спорта.

Волнующе и трогательно вспоминала о Викторе Васильевиче его одноклассница, жительница нашего города А.Е. Борисова.

– Виктор был организованным и принципиальным, – вспоминала Александра Евгеньевна. – Он никому не любил давать списывать. Говорил, что лучше 10 раз объяснит непонятное, но списать не даст. Он всегда хорошо чертил, рисовал, и нам с ним часто поручали оформлять школьную стенгазету. Однажды, а это было уже в годы нашей юности, я увидела у Виктора дома написанную им картину «Маковое поле». Она меня поразила. И теперь, когда я вспоминаю о нём, эта картина встаёт у меня перед глазами. Виктор оставался оптимистом до конца своих дней. Он часто приезжал в Урень на встречу одноклассников. Изумительно играл на баяне, очень любил песню «Я люблю тебя, Россия». И мы всегда пели её с ним.

Александра Евгеньевна принесла на встречу много школьных фотографий, на которых Виктор Васильевич снят вместе со своими одноклассниками и которые гости вечера просмотрели с нескрываемым любопытством.

Весь вечер друзья, коллеги, родственники с теплотой вспоминали Виктора Васильевича, много рассказывали о нём. И в один из моментов до боли стало обидно, что такие люди, как он, уходят очень рано. Словно повторяя мои мысли, на вечере памяти прозвучало тронувшее всех, стихотворение Ивана Вологжанина. Казалось, что первые его строки написаны как раз про Виктора Васильевича: «Уходят лучшие, уходят навсегда, уходят первыми, как штрафники на фронте…».

Он сегодня рядом с нами

На вечер памяти приехали самые дорогие и близкие люди Виктора Васильевича – дочери Мария, Екатерина, Любовь и внук с внучкой. Много воспоминаний, перемешанных со слезами, прозвучало от них о родном для них человеке. Кроме того, они показали трогательный любительский видеофильм, где Виктор Васильевич был снят в кругу семьи. «Папа был самым добрым другом, самым любящим и заботливым отцом. И хотя он часто отсутствовал, по несколько месяцев в году бывал в командировках, мы всегда ощущали его заботу. Он нас очень любил. И как же теперь нам его не хватает. Сегодня он смотрит на нас с фотографий, оживает в воспоминаниях друзей, коллег, и кажется, что он рядом с нами», – сказала Е.В. Соколова.

Татьяна Прусакова.

Фото автора и из архива музея.

Окончание следует

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

64