Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

20.11.2017 10:24 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 88(13109)  от 20.11.2017 г.

Сказочник

Именно так мы можем сказать о прекрасном и удивительном сказочнике Михаиле Ананьевиче Лебедеве, которому 21 ноября исполняется 134 года со дня рождения. Имя Михаила Ананьевича занимает одно из почётных мест в ряду русских советских сказочников.

Михаил Ананьевич Сказкин родился в 1883 году и является уроженцем села Темты. Рано лишившись, матери, будущий сказочник с детских лет познал беспросветную нужду. Вспоминая о годах своего детства, Михаил Ананьевич рассказывал: «Мать умерла рано, не помню её. Остались мы у отца пятеро. Очень бедно жили. Отец в батраках ходил. В лето, когда мне в школу идти, бегали мы как-то в лес. Там ягоды да грибы собирали, ну и, конечно, играли, перепрыгивали через канаву. И там один из друзей нечаянно мне топором ударил, да и порубил пятку. Через это, почитай, я и в сказки ударился. Очень мне понравилась сказка о царе Картаусе. Я его всё «Картуз» вместо Картаус называл, а все смеялись. Потом прочитал про Бову-Королевича. Когда читал, плакал…».

Сказки уводили начинающего читателя в мир добрых дел и невероятных свершений, а вот нужда и голод в ту пору многих детей гнали на заработки. Не миновал этой участи и Миша Лебедев. Едва исполнилось мальчику 10 лет, как отец отправил его работать на водяную мельницу, что стояла на речке Усте. Нещадно угнетаемый мельником, выполняя тяжёлые задания, он, однако, не растерял своего пристрастия к сказкам. В то самое время Миша и получил это прозвище Сказкин. Как сам Миша тогда вспоминал, это случилось так: «Каморка, подручный мельника сильно на меня разозлился, а я ему тогда и предложил:

– Да ты послушай, какие интересные сказки рассказывают…

А мне Каморка в ответ:

– Тебя всё на сказки тянет! Да какой же ты Лебедев? Сказкин ты! Так и будь же им!

– С тех пор, – вспоминал Михаил Ананьевич, – и стал я Сказкиным».

Ещё в детские годы Михаил самостоятельно овладел грамотой, а к моменту призыва в армию научился мельничному и плотничному делу да с помощью отца освоил сапожное ремесло. Через год после начала Первой мировой войны он был призван в армию и, пройдя недлительную подготовку, оказался на фронте. В составе 10-го Кавказского стрелкового полка Сказкин два года находился под огнём противника, был на передовой, немало сиживал в окопах. Когда солдаты роты узнали, что с ними служит незаурядный сказочник, просьбам рассказать сказку не было конца. «Бывало, – вспоминает Михаил Ананьевич, – полроты в караул уйдёт, а остальные, что в окопах остались, наперебой просят о сказках. Ну я, конечно, уважу ребят, расскажу одну, другую, что поинтересней… Любили меня все».

«…Ну а вскоре объявили нам, что царя свергли, потом уволили меня из армии, и начали мы пробиваться домой. Долго добирался я до Темты. Прибыл и крестьянствовать начал. Голодно тогда было, семьи у всех большие, едоков много, а землицы-то кот наплакал».

И вот тогда несколько семей перебрались в лес, на облюбованную кем-то делянку, что находилась в семи километрах от посёлка Усты. Полянка была крошечной, а вокруг был хороший строевой материал для постройки домов. Вот и стали новосёлы рубить срубы из находившихся под руками деревьев. «Дело у нас хорошо подвигалось. Ранней весной приехали, а к осени уже несколько домов поставили, жить в них стали. Теперь даже и не верится, а ведь давно ли мы росчисть свою начинали?».

Так, во второй половине 20-х годов на карте Уренского района появилось новое селение – Климовский Починок, или деревня Малое Климово. Многие дома в этом селении были сработаны руками Михаила Ананьевича. При этом на новом месте он не только умело трудился, но и рассказывал сказки, послушать которые приходила вся деревня не только на стройку, но и в недавно поставленный дом на краю той самой полянки. Особенно много он рассказывал свои сказки в зимнюю пору во время работы на заготовках леса и в период весеннего лесоповала.

В самой различной обстановке приходилось рассказывать ему сказки.

– Зимой, когда лес на сплав готовили, – вспоминает Михаил Ананьевич, по ночам приходилось сказывать. Ужин сготовишь, дрова на ночь натаскаешь, ну и начнёшь сказки говорить. А по вёснам, когда лес по воде гнали, сказывать можно было ходить целыми днями. Ходу впереди нету, баржи стоят, делать нечего, сиди и жди, покамест дорога очистится. Вот люди и начинают просить: скажи да скажи сказку! Ну что ж, надо общество уважить. И начнешь, какую подлинней.

В последние годы немало было им рассказано сказок окрестным колхозникам, приглашавшим его специально для выступлений в клуб, избу-читальню, а то и просто к кому-либо на дом.

Увлечение книгами М.А. Сказкин пронёс через всю жизнь. Уже будучи взрослым, он старался покупать книги у торговцев в базарные дни. Родственники Михаила Ананьевича вспоминают, что он никогда не возвращался домой из города или райцентра без новых книг. Из них Сказкин составил библиотечку, в которой можно было найти произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Горького, отдельные выпуски русских народных сказок. Его любимой книгой был роман Вячеслава Шишкина «Угрюм-река». С годами книг стало так много, что, по словам его родственников, им не хватало места в избе, поэтому часть книг держали даже на чердаке.

Рассказывать сказки Михаил Ананьевич был мастер. Повествование занимало у него вечер, а иногда – два. Знакомясь с аудиторией, он как бы примерялся к ней, прикидывал свои возможности, чтобы сказка нашла своего слушателя. Поэтому для пожилых людей у него был один подбор сказок, для более молодых – другой, для маленьких ребят – третий.

«Рассказывал Михаил Ананьевич, не торопясь, со всеми подробностями, не пропуская ничего, что нарушило бы плавное развитие действия. То водя задумчиво по столу, то перелистывая страницы лежащей перед ним книги, он вёл повествование часами. А работать во время сказывания он не любил. «Сказка не та выйдет, – говорил он. – Коли станешь о работе думать, какая тут сказка!». Слава о замечательном Сказкине вышла и за пределы района. Михаил Ананьевич выступал перед общественностью городов не только Уреня, но и Горького, и Москвы, куда был приглашён Союзом советских писателей.

Как талантливый сказочник Михаил Ананьевич получил известность среди жителей окрестных деревень. В середине 30-х годов он выступал со сказками в клубе, и слушать его специально приходили издалека. Прекрасное владение традициями и артистизм покоряли его земляков.

Сложилось мнение о том, что Михаил Сказкин был открыт для фольклористики московской собирательницей Ниной Дмитриевной Комовской в 1993 году. Хотя она замечает, что перед поездкой в Урень «о Сказкине слышали не раз от собирателей-горьковчан».

Михаила Ананьевича Сказкина не стало 23 мая 1967 года.

Анна ГУСЕВА.

Снимки из фонда Уренской библиотеки

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

680