Меню
12+

Районная газета «Уренские вести», г. Урень

02.03.2020 08:42 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 15(13332) от 28.02.2020 г.

«Оживим имена с обелиска»

К 75-летию Великой Победы

Уважаемые читатели, если на памятнике павшим воинам в Урене есть имена людей, чьи судьбы вам известны, звоните по телефонам: 2-48-08, 8-910-898-85-71.

Погиб во время эвакуации

Сидоров Константин Иванович родился в 1907 году в селе Карпунихе. Жена Александра Павловна родифла ему двух дочерей: в 1934 году – Аню, в 1939 – Полину. На короткую жизнь Константина Ивановича выпало две войны.

Сначала он воевал на финской, а затем на Великой Отечественной. В октябре 1941 года рядовой
К.И. Сидоров пропал без вести. Александра Павловна до конца своей жизни ждала его. Но чуда не произошло. Многочисленные запросы помогли лишь частично восстановить картину его гибели. Это было в Карелии. Во время боя рядовой К.И. Сидоров был ранен. Для эвакуации раненых погрузили на корабль. То ли вражеские бомбардировщики налетели, то ли артобстрел начался, только корабль был затоплен. По всей вероятности, Константин Иванович вместе с другими ранеными утонул, став без вести пропавшим.

Племянница К.И. Сидорова Анна Казанцева

Остался охранять Кавказские горы

Мой отец Владимир Яковлевич Шубин родился в 1911 году в деревне Емельяново. Работал кладовщиком в колхозе «Новая жизнь». С моей мамой Марией Емельяновной они поженились в начале 30-х годов. Я родилась в 1935 году, но отца не помню. В 1937 году папу осудили по чьему-то наговору. Мама осталась одна с двумя малыми детьми.

Жили бедно. Брат мой Сашенька от воспаления лёгких умер. Мама к отцу не раз ездила – свой срок он отбывал в Тоншаевском районе. Оттуда в самом начале войны его и на фронт призвали.

Отец нас с мамой очень любил, письма домой присылал с фронта. Мама их на божнице хранила за иконами и часто перечитывала. Предчувствие у отца было, что погибнет, домой не вернётся. Так и писал, что останется навечно охранять Кавказские горы. Письма эти, к сожалению, не сохранились: крыша у нашего дома была соломенная, и как-то раз во время грозы её ветром разметало. От воды, которая с потолка капала, бумага размокла, чернила растеклись, и читать стало невозможно.

А вот похоронка на отца у меня сохранилась. В ней маме сообщалось: «Ваш муж, красноармеец Шубин Владимир Яковлевич, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 12 декабря 1942 года при защите города Ардон Орджоникидзевского края». Похоронен папа в Северной Осетии, в селе Нарт.

После этого извещения мы с мамой осиротели. От горя она почернела вся. Мне всего-то восемь годков было, а я враз повзрослела. Помогала, как могла, а в двенадцать лет уже в колхоз работать пошла. Семь классов только и окончила. На могилку к отцу мы так и не съездили, но то, что она есть и за ней школьники ухаживают, нам сообщили. В 1967 году маме пришло письмо от ученицы 7-го класса Тамары Дзигасовой, в котором учащиеся Ардонской школы №2, собирающие материал для Музея боевой славы, просили прислать какие-либо документы, фотографии, биографию, личные вещи Владимира Яковлевича Шубина, геройски погибшего при защите города Ардона. Мы их просьбу выполнили. Потом мне письмо пришло: «Мы были у могилы вашего отца и возложили венки. У нас в музее есть фотография вашего отца. Мы хорошо ухаживаем за могилой бойцов, павших во время войны за наш город Ардон», – сообщали ученики этой школы.

О том, что красноармеец В.Я. Шубин служил в 37-й армии, 93-м стрелковом полку, мне уже мои внуки сообщили, в интернете эти данные нашли. А я так думаю: хороший у меня отец был, если в Кавказских горах, которые он остался охранять вечно, его чтут, как героя.

Александра Владимировна Долинина,

85-летняя жительница Уреня

Замполит Алёшин

Н.Ф. Алёшин

АЛЁШИН  Николай Фёдорович родился в 1906 году. В начале Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Николай Фёдорович был мобилизован в армию и направлен на учёбу в город Белебей Башкирской АССР.

По окончании ускоренного курса Политической академии в звании старшего лейтенанта Н.Ф. Алёшин проходил службу в 5-й Гвардейской механизированной бригаде заместителем командира батареи по политической части. В ноябре 1942 года их воинская часть была направлена на один из участков Юго-Западного фронта. Воевал Николай Фёдорович в этой части с осени 1942 года. 9 февраля 1943 года в очередной атаке он был ранен в правое бедро. Замполит долго пролежал на снегу без медицинской помощи и получил тяжёлое обморожение ног. В госпитале была сделана операция – ампутация правой ноги. После операции Н.Ф. Алёшин был направлен на дальнейшее лечение в тыл. Но в дороге 5 марта 1943 года он умер.

Из Книги Памяти «К Победе шли уренские солдаты», изданной Уренской центральной библиотекой

Герой-танкист

И.И. Быстров

БЫСТРОВ  Иван Иванович 1913 г.р. был одним из 12 детей Ивана Павловича и Татьяны Кузьминичны Быстровых из Уреня. В Красной армии служил с 1935 года. Танкист, командир танкового взвода, воевал с лета 1941 года.

В феврале 1942 получил первую боевую награду – медаль «За отвагу». В бою командир проявил смекалку и смог захватить военную технику неприятеля, при этом сам получил ранение. После госпиталя Иван получил короткий отпуск на родину, приехал к жене, а в конце 1942 года у них родился сын Валерий. Правда, увидеть его Ивану так и не довелось. В составе танкового взвода он яростно бил фашистов. В июле 1944 года был награждён ещё одной медалью «За отвагу», а 12 августа представлен к ордену Красной Звезды за взятие эстонской деревни. Старший лейтенант Быстров вырвался на своём танке вперёд и, обогнув деревню, отрезал противнику путь к отступлению.

А через четыре дня Иван погиб в бою. Никак не удавалось уничтожить хорошо укреплённую боевую точку противника. Два танка были подбиты, и командир решил искать обходной путь. Его подвела доверчивость: спросил у эстонского фермера, где можно объехать, а тот указал направление, где ждала засада. Танк был расстрелян, весь экипаж погиб.

Недалеко от города Тарту был похоронен уренский танкист, геройски освобождавший от фашистских захватчиков Эстонию. Его имя увековечено на памятнике павшим воинам в Урене. Им гордятся его дети и внуки.

О подвигах И.И. Быстрова нам рассказала его племянница – Татьяна Борисовна Быстрова.

Татьяна Журавлёва

Воевал под Сталинградом

Д.А. Шихов

ШИХОВ Дмитрий Астафьевич  родился в 1918 г. в д. Буренино Уренского района в семье крестьянина.

Учился в Темтовской сельской школе, потом окончил Уренскую школу (семилетку). Работал до 1939 года стрелочником на железнодорожной станции Урень. В 1939 году Уренским РВК Д.А. Шихов был призван на действительную службу в Красную армию. Великую Отечественную войну встретил будучи солдатом Советской армии. Воевал под Сталинградом, был рядовым. Пропал без вести в июле 1943 года. У него остались жена Анастасия Арсентьевна и сын Александр.

Светлана Техменева, правнучка Д.А. Шихова

Пропал без вести

 ЮРЬЕВ Михаил Владимирович1923 г.р. в 1941 году окончил 10 классов Уренской средней школы. Мечтал поступить в военное училище, но из-за плохого зрения не смог пройти медкомиссию. Умный, начитанный юноша, ему бы учиться и учиться, а тут – война, и 17-летний Миша всё лето настойчиво ходил в военкомат, требуя отправить его на фронт добровольцем.

В военкомате ему отказывали, родители отговаривали, но однажды утром Михаил Юрьев вышел из дома с вещевым мешком и присоединился к колонне призывников, двигающихся от военкомата к железнодорожной станции. Команда: «По вагонам!», и улыбающийся Миша машет рукой из окна уходящего поезда. Таким он навсегда остался в памяти безутешных родителей. Спустя годы, они узнали, что в списках призывников Уренского РВК Михаил Юрьев не значился.

Осенью 1941 года Михаил два месяца обучался военному делу в Красных казармах г. Горького, откуда писал письма и прислал любимой младшей сестрёнке Кате свою фотографию, датированную 18 ноября 1941 года. Единственная фотография, сделанная перед самой отправкой на фронт, стала символом вечной памяти о Мише.

Об отправке на фронт Михаил не писал, но отец узнал. Мама напекла «подорожников», сложила в мешок нехитрую провизию и с этими гостинцами отправила отца на поезде в Горький. Но к отправке фронтового эшелона он опоздал.

Вскоре пришло письмо от Миши, в котором он сообщал, что им выдали одну винтовку на двоих и белую маскировочную форму. А ещё просил: «Пусть бабушка обо мне подумает». Видимо, имел в виду, помолится, поскольку вера в Бога была тогда под запретом.

Скорее всего, погиб Миша той же зимой в боях под Москвой. Родителям пришло сообщение, что он пропал без вести. Отец перестал улыбаться и стал молчаливым, а мать до конца своей жизни ждала сына. Младшая сестра Катя много раз пыталась найти брата, посылала запросы. В 1977 году из военного архива МО СССР пришёл ответ, что Михаил Владимирович Юрьев пропал без вести в феврале 1943 года. Но данная информация вызвала сомнения – писем от Михаила после 1941 года не было.

Однажды Екатерина собралась и вместе с повзрослевшей внучкой Татьяной поехала в Москву на могилу брата. Она почему-то была уверена, что Михаил покоится на Поклонной горе.

– Бабушка встала на колени, припала к земле и долго плакала, не обращая внимания на прохожих! – рассказывает Татьяна. – Как будто здесь ей снова виделся её старший брат, который всюду таскал её за собою, и даже голос его слышался: «Катюха, иди быстрее!».

Михаил погиб молодым, не окрепшим, не познавшим счастья жизни. «Ягельком», как говорила мама. Но для нас он стал примером мужества и беззаветной любви к своей Родине. И когда я достаю из шкафа дядю Мишину готовальню, которую он выменял на коньки у своего товарища, и вижу подпись «М.В. Юрьев. 13.12.1939 г.», сделанную его красивым почерком, я думаю о том, сколько молодых жизней унесла война! А в День Победы беру портрет дяди Миши и встаю с ним в «Бессмертный полк». Что я могу ещё сделать для тех, кому обязана мирным небом и радостью жизни?

Татьяна Быстрова, племянница М.В. Юрьева

Погиб в битве за Киев

Замыслов В.М.

Мой дядя Василий Маркелович ЗАМЫСЛОВ родился в деревне Большое Никитино в 1920 году. В Красную армию был призван ещё до войны. Служил на Украине. В семейном архиве сохранилась фотография, на которой он запечатлён рядом с симпатичной девушкой, своей невестой, которая провожала его в армию. И ещё одна, где он стоит на фоне красивого здания с цветами и пальмами.

Есть и письмо с фронта, которое Василий написал своим родителям 4 сентября 1941 года. Вот его содержание: «Привет с фронта! Добрый день! Здравствуйте, дорогие родители, тятинька и мамонька, дорогие сестрички Маня и Нюра, дорогие сродники – дядинька Александр, тётя Поля и дорогой братик Ваня. Посылаю я вам свой пламенный, искренне любящий командирский фронтовой привет. Желаю из лучших лучшего в вашей домашней жизни, работе и учёбе, а главное – на долгие годы доброго здоровья. Дорогие, любимые родители и сродники, я в данный момент, как видите, жив, не знаю, что будет дальше.

Письма от вас не получал давно. На днях получил письмо из починка Половинное от дядьки Бориса, и попало мне письмо от дяди Платона, адресованное на Пашуху. Дорогие родители и сродники, я живу пока всё по-старому. Не знаю, что будет дальше.

О нас как о защитниках в данный момент красной столицы Советской Украины города Киева заботятся все трудящиеся советской страны. Почти каждый день получаем посылки от трудящихся г. Адлера. Я получил уже носки, одеколон, несколько пачек папирос и табаку, конвертов, бумаги, хорошую ложку, орехи, конфеты, мыло и т.п. А сегодня от девушек-комсомолок г. Киева получил платочек, папиросы, спички, что вселяет ещё большую уверенность в победе над озверевшими бандами фашистов, ещё большую решительность и стойкость перед кровожадными псами.

Дорогие родители, живите и работайте как можно лучше. Будьте уверены, что вся эта поганая нечисть свастики будет уничтожена, наша родная советская земля была и будет нашей. Больше писать пока нечего. На этом заканчиваю. Очень хочется всех вас крепко обнять, может быть, останусь жив и придётся встретиться, а сейчас страна требует моего русского гранёного штыка. С любимым до последнего дыхания, незабываемым приветом ваш сын, брат и племянник В. Замыслов. Прощайте!!!»

Когда родители получили это письмо, Василия в живых уже не было. Он погиб в бою, защищая от фашистов столицу Украины, 8 сентября 1941 года. Об этом сообщил его фронтовой товарищ, земляк, который видел, как сержант В.М. Замыслов был ранен при обороне левого берега Днепра. Выбраться из воды он не смог, Днепр стал для уренского парня могилой.

Хочется напомнить, что в 1941 году оборонительные бои за Киев с вдвое превосходящим по численности и вооружению противником Красная армия вела с 7 июля по 19 сентября. Фашисты не раз захватывали окраины, но ожесточённо сопротивлявшиеся советские войска их снова отвоёвывали ценой многих сотен жизней. Безвозвратные потери Красной армии в киевском котле составили более 700 тысяч человек. Уренский парень Василий Маркелович Замыслов был одним из тех командиров-героев, которые погибли в смертельной битве с озверевшими фашистами, чтобы советская земля была нашей.

Николай Молодцов, племянник В.М. Замыслова

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

111